RSS Feed

Исследования внимания

Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимущественно рассматривается как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила, которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания. Оно вновь вызывает реакцию «обратной отмашки»: ряд психологов (Фуко, Делевр и др.) вновь отрицают правомерность этого понятия. Наиболее радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители бихевиоризма и гештальтпсихологии. Первая, механистическая, попытка удалить внимание из поля зрения психологии была начата двигательной теорией внимания Т. Рибо, а затем развита у бихевиористов и рефлексологов. Они свели процесс внимания к рефлекторным установкам. Вторая попытка, принадлежащая представителям ге-штальтпсихологии, сводила явление внимания к структурности сенсорного поля.

Сторонники волюнтаризма в психологии (В. Вундт, У. Джемс) усматривали сущность внимания исключительно в волевом процессе. Но при таком взгляде нельзя объяснить существование непроизвольного внимания. Ряд психологов высказывал противоположное мнение, сводя функцию внимания к фиксации образов исключительно посредством эмоций. Такое толкование отрицало наличие произвольного внимания – ведь оно может включаться и вопреки эмоциям.

Учение И.П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А.А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках) положили начало новому взгляду на процесс внимания. Они дали физиологическое обоснование явлений внимания.

Когнитивная психология, сформировавшаяся в конце 1950 – начале 1960-х гг. дала следующее определение понятию внимания – это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. В исследованиях внимания когнитивной психологией наметилось пять направлений: избирательность и про-пускная способность внимания, процесс возбуждения коры головного мозга, управление вниманием, когнитивные нейроисследования, внимание в контексте со-знания в целом.

Первое направление установило, что мы можем обращать внимание лишь на некоторые, но не на все сигналы из внешнего мира.

Второе направление привело к выводу, что мы имеем некоторый контроль над стимулами, на которые мы обращаем внимание.

Результатом исследований по третьему направлению стал вывод, что многие процессы деятельности становятся настолько привычными, что требуют совсем небольшого количества сознательного внимания и протекают автоматически (например, вождение автомобиля).

Исследования в области нейрокогнитологии показали, что наш мозг и ЦНС являются анатомической основой внимания, так же как всех когнитивных процессов.

Наконец, пятое направление позволило представителям когнитивной психологии сделать вывод, что внимание привносит события в наше сознание.


Память и воображение. Особенности развития памяти
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту. Память дошко ...

Метод убеждения. Анализ определений понятия убеждения в психологии
Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения: 1.Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю [2]. 2. Убеждение – это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств [4]. 3. Убеждение – это побуждение ч ...

Двусторонне единство обучения и учения в образовательном процессе. В педагогической.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) "общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества. Учение – это деятельность ученика, в результате к-й осуществляет ...