Классификация методов обучения и воспитанияСтраница 1
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы-учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.) и методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсового проекта и др.).
Активные методы обучения.
Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам. Активными методами обучениями воспитания называют те, которые позволяют «студентам в более короткие срок и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей.
Можно выделить следующие основные пути повышения активности обучаемого:
1) усилить учебную мотивацию студента за счет: а) внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов);
2) создать условия для формирования новых и более высоких уровней1 мотивации (например, стремление к самоактуализации личности).
3) дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;
4) обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию ;
5) интенсифицировать умственную работу студента за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения студента с преподавателем и студентов между собой;
6) обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;
7) полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальны особенности студентов.
Дискуссионные методы.
Методы эти известны с древности и были особенно популярны: средние века (диспут как форма поиска истины). Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения) даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения, включая лекции. В лекциях-дискуссиях обычно выступают два преподавателя, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему, или один преподаватель, обладающий артистическим даром перевоплощения (в этом случае иногда используются маски, приемы изменения голоса и т. п.). Но чаще дискутируют не преподаватели между собой, а преподаватели и студенты или студенты друг с другом. В последнем случае желательно, чтобы участники дискуссии представляли определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентационного единства, коллективистической идентификации и др., которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности.
Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности)
Работа, проводимая в Т-группах, лучше всего описывается термином «социально-психологическое обучение». В качестве подлежащего усвоению содержания здесь выступают не предметные знания, а знания о себе, других людях и законах групповой подготовки. Но гораздо большее значение, чем знания, в ходе групповой работы, имеют эмоциональный опыт, навыки личностного общения, расширение сознания и, главное, удовлетворение мотивов личностного роста. И уже новые и более сильные мотивы активизируют познавательные процессы на всех уровнях, в том числе и при добывании признания.
Т-группы состоят из 6—15 человек разных специализаций и пола; продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель; тесная связь в группе осуществляется не только в ходе групповых действий, но и через процедуру «горячего кресла», на котором каждый из участников прямо оценивается другим участником Т-группы. Кроме модели личностного роста групповая работа предусматривает и ряд более конкретных целей: глубокие знания за счет оценок себя со стороны других, поведению других благодаря более тонкому реагированию на интонации (голос позы, запахи, касания и другие невербальные стимулы).
Воображение как способ получения нового знания
Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания. Если воображение приходит в противоречие с логическими законами, то результат такой деятельности не может служить научному исследованию. Ошибочно мнение, согласно которому воображение сводится только к способности человека выдумывать, создавать в ...
Особенности формирования профессиональной направленности личности в период
юности (ранней зрелости)
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период.
Стадия ранней зрелости охватывает период с ...
Биологический интеллект
Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий (или высокий) порог чувствительности к уровню раздражени ...