Аффект
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот процесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т. п. Таким образом, данный процесс предопределяет действия человека в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не поддается контролю сознания, объем которого резко сужается, – он сам движет поведением человека.
Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напряженность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продолжает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению аффекта – острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.
Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздражение и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В занимает более выгодную позицию (высокое положение либо, напротив беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), поэтому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и совершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убийства). В данном случае мы не рассматриваем объективную правоту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ребенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только механизм возникновения аффекта. Итак, отличительные черты аффекта:
1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;
2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;
3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;
4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;
5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает».
Собственно эмоции – более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.
Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики
роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, осoбая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен.
Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Существенной разновидностью, или смысловой модификацией, художественного образа, а также и его духовным я ...
Сангвиники
Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к о ...
Кататимное переживание образов
Метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации
. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это получается значительно легче. За первыми образами обы ...
