RSS Feed

Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности. Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе
Страница 3

Психологические материалы » Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте » Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности. Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе

В мотивации профессионального самоопределения должна существовать основа (своего рода «психологический атлас») мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда.

Таблица 1. Иерархическая классификация мотивационных факторов трудовой деятельности [7]

Тип

Класс

Подкласс

Внутренние мотивационные факторы

Возможности, представляемые профессиональной сферой для реализации внепрофессиональных целей

Общение

Психическое самосохранение и развитие

Сохранение и укрепление здоровья

Отдых и развлечения

Реализация материальных ценностей

Достижение желаемого общественного положения

Общественная работа

Условия труда

Социальные

Организационные

Территориально-географические

Физические

Собственные мотивационные факторы профессии

Результат труда

Процесс труда

Предмет труда

Внешние мотивационные факторы

Факторы «инерции»

Привычное занятие

Стереотипы наличных социальных ролей

Факторы «притяжения-отталкивания»

Обыденные эталоны «социального преуспевания»

Примеры

Факторы «давления»

Требования объективного характера

Рекомендации, советы, указания

Основываясь на изложенных рассуждениях, под уровнем профессионального самоопределения понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.

Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъект. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку [5].

Главная цель профессионального самоопределения – постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионально, жизненного, личностного).

Страницы: 1 2 3 


Личность как психологическая категория
Термин «личность» используется в психологии как в широком, :так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду - совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. В этом широком смысле личность включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие т ...

Младенчество. Особенности развития
Младенчество — особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. Во-первых, младенец даже биологически — беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающ ...

Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда
Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьир ...