Теоретические предпосылки исследования профессионального самоопределения
личности. Процесс профессионального самоопределения
личности в психолого-педагогической литературеСтраница 3
В мотивации профессионального самоопределения должна существовать основа (своего рода «психологический атлас») мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда.
Таблица 1. Иерархическая классификация мотивационных факторов трудовой деятельности [7]
Тип |
Класс |
Подкласс |
Внутренние мотивационные факторы |
Возможности, представляемые профессиональной сферой для реализации внепрофессиональных целей |
Общение Психическое самосохранение и развитие Сохранение и укрепление здоровья Отдых и развлечения Реализация материальных ценностей Достижение желаемого общественного положения Общественная работа |
Условия труда |
Социальные Организационные Территориально-географические Физические | |
Собственные мотивационные факторы профессии |
Результат труда Процесс труда Предмет труда | |
Внешние мотивационные факторы |
Факторы «инерции» |
Привычное занятие Стереотипы наличных социальных ролей |
Факторы «притяжения-отталкивания» |
Обыденные эталоны «социального преуспевания» Примеры | |
Факторы «давления» |
Требования объективного характера Рекомендации, советы, указания |
Основываясь на изложенных рассуждениях, под уровнем профессионального самоопределения понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.
Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъект. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку [5].
Главная цель профессионального самоопределения – постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионально, жизненного, личностного).
Что такое лидер и лидерство
Лидер. На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве главные - не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и государством, властью всегда существовало своего рода соглашение думать так. Власть неизменно ...
Обучение и воспитание. Методы и средства воспитания. Понятие о методах
воспитании.
оспитание есть подготовка подрастающего поколения к жизни, адаптация детей, молодежи, взрослых к условиям существования и совершенствованию этих условий.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитан ...
4 этап (с 20 годов XX века) –
Психология как наука о механизмах функционирования психики.
Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова
, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериме ...