RSS Feed

Исследование уровня мышления и воображения
Страница 1

Психологические материалы » Мышление и воображение » Исследование уровня мышления и воображения

В исследовании уровня мышления и воображения (февраль-март 2010 Г ) приняли участие сотрудники Городской детской поликлиники №150 г. Москвы-5 человек, в возрасте от 29 до 55 лет, стаж работы - от 1 до 30 лет.

Каждому испытуемому был присвоен индивидуальный номер (от 1 до 5). Для оценки мышления были следующие методики:

1. Методика "Сложные аналогии"

Данная методика используется для оценки логического мышления, предназначена как для индивидуального, так и группового исследования. Испытуемым было предложено для рассмотрения два бланка. На первом бланке были приведены 20 пар слов. Испытуемым было объяснено, что отношения между парными словами построены на абстрактных связях. На втором бланке под названием "Шифр" были расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. Испытуемые должны были определить отношения между словами в паре из первого бланка и после этого найти аналогичную пару слов на втором бланке под названием "Шифр" и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин.

1 БЛАНК

1. Испуг — бегство 1 2 3 4 5 6

2. Физика — наука 1 2 3 4 5 6

3. Правильно — верно 1 2 3 4 5 6

4. Грядка — огород 1 2 3 4 5 6

5. Пара — два 1 2 3 4 5 6

6. Слово — фраза 1 2 3 4 5 6

7. Бодрый — вялый 1 2 3 4 5 6

8. Свобода — воля 1 2 3 4 5 6

9. Страна — город 1 2 3 4 5 6

10. Похвала — брань 1 2 3 4 5 6

11. Месть — поджог 1 2 3 4 5 6

12. Десять — число 1 2 3 4 5 6

13. Плакать — реветь 1 2 3 4 5 6

14. Глава — роман 1 2 3 4 5 6

15. Покой — дыхание 1 2 3 4 5 6

16. Смелость — геройство 1 2 3 4 5 6

17. Прохлада — мороз 1 2 3 4 5 6

18. Обман — недоверие 1 2 3 4 5 6

19. Пение — искусство 1 2 3 4 5 6

20. Тумбочка — шкаф 1 2 3 4 5 6

2 БЛАНК ШИФР

1. Овца — стадо 4. Свет — темнота

2. Малина — ягода 5. Отравление — смерть

3. Море — океан 6. Враг — неприятель

Оценка испытуемых производилась по количеству верных ответов.

Таблица№1

Номер испытуемого

Количество верных ответов

Количество неверных ответов

17

3

16

4

16

4

17

3

18

2

Из таблицы №1 видно, что количество верных ответов, данных испытуемыми, находятся примерно на одном уровне (диапазон от 16 до 18). Только испытуемый под №5 допустил два неверных ответа. Такие данные позволяют нам сделать вывод о том, что логическое мышление испытуемых находится высоком уровне.

Методика "Интеллектуальная лабильность" (Приложение 1)

Обследуемые должны были в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. Обследование проводилось в группе. Каждому испытуемому выдавался специальный бланк. Оценка производилась по количеству ошибок (ошибкой считается и пропущенное задание.)

Таблица №2

Номер испытуемого

Количество ошибок

2

4

1

4

1

Из таблицы №2 видно, что ни один из пяти испытуемых, не допустили больше 4 ошибок, что по нормам выполнения интерпретируется как высокая лабильность, отличная способность к обучению. Развитое логическое мышление.

Тест Липпмана "Логические закономерности" (Приложение 2)

Испытуемым были предъявлены письменно ряды чисел. Им было необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемые должны были определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксировалось.

Номер испытуемого

Время, затраченное на решение задачи.

5 минут 6 сек.

5 минут 34 сек.

5 минут 3 сек.

5 минут 21 сек.

5 минут 14 сек.

Страницы: 1 2 3


Развитие воображения
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковом функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия вед ...

Определение понятия развития.
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело — ответить на вопросы, что и ка ...

Влияние профессиональной деятельности на когнитивные способности личности с позиций психологии социального познания
А). Методика «Таблицы Шульте». Методика предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности при обследовании лиц разных возрастов. Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от одного до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в поряд ...