Обработка данных социометрического экспериментаСтраница 1
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева - девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов - 1 группа, второй круг - 2 группа - 3-4 выборов; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления "неразделенной любви".
Следующий этап работы - определение диагностических показателей социо-метрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 - "лидеры": 5 и более выборов,
2 - "предпочитаемые" - 3-4 выбора,
3 - "пренебрегаемые" - 1-2 выбора,
4 - "отверженные" - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе.
Иными словами, на сколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
д) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
а). В результате статусные категории каждого ребенка:
в экспериментальной группе "А":
лидеры - 9 человек.
предпочитаемые - 3 человека.
пренебрегаемые - 8 человек.
отверженные - 5 человек.
в экспериментальной группе "В":
лидеры - 7 человек.
предпочитаемые - 7 человека.
пренебрегаемые - 7 человек.
отверженные - 4 человек.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1): в экспериментальной группе "А" более 50% детей имеют неблагоприятный статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам; в экспериментальной группе "В" более 50% детей имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса, очевидно, что: в экспериментальной группе "А" 38% мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), что на 13% больше, чем в экспериментальной группе "В" (25%); из графика также видно, что: 8% мальчиков экспериментальной группы "А" относятся к предпочитаемым, а в экспериментальной группе "Б" их - 25%; к третьей статусной категории относятся 23% в экспериментальной группа "А" и 33% в экспериментальной группе "Б"; к четвертой статусной категории относятся 31% мальчиков экспериментальной группы "А", что на 4% меньше, чем в экспериментальной группе "Б" (17%).
Психологический анализ деятельности консультанта Телефона доверия
Сенсорная деятельность в разных видах труда отличается, в первую очередь, по нагрузке на тот или иной анализатор или комплекс анализаторов. У работника Телефона доверия ведущим является слуховой анализатор, т.к. в процессе работы консультант «слушает», т.е. обращает внимание не только на речь абонента (ее темп, громкость, тембр голоса, ...
Эволюционистский подход
Психологи этого направления выдвигают на первый план универсальность человеческой природы, которая создавалась путём естественного отбора. Природа поддерживает те механизмы поведения, которые получив толчок к возникновению из-за условий окружающей среды, способствуют сохранению и распространению генов данной особи. (Те, кто не был предр ...
Распространение слухов.
В целях доведения информации до целевых аудиторий не исключена и ее
спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно предусмотренная "утечка", позволяющая достигать желаемого эффекта. Например, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены, что большинство покупателей приходят к ним не в результате знак ...