RSS Feed

Проблема причин побуждающих подростков к криминальному поведению в литературных источниках. Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста
Страница 2

Психологические материалы » Криминальное поведение подростков - причины и следствия » Проблема причин побуждающих подростков к криминальному поведению в литературных источниках. Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста

Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. А.И. Личко определяет акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых «отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается чрезмерная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим» (9).

Акцентуации в большей степени обусловлены врождёнными свойствами нервной системы, чем приобретёнными качествами, поэтому устранить их либо кардинально скорректировать не предоставляется возможным, но своевременное их распознавание и построение воспитательной тактики, учитывающей характерологические особенности ребёнка, помогло бы предотвратить многие проблемы личностного развития, не допустить эмоциональных срывов или серьёзных отклонений в поведении подростка. Более того, любая акцентуация, при создании для неё правильных условий, делает своего обладателя яркой, интересной личностью, способной добиться успеха в жизни (и даже оставить след в истории) именно благодаря акцентуированным качествам.

Акцентуации зачастую служат благоприятной почвой для проявления специфических поведенческих реакций, свойственных подростковому возрасту.

В последние годы в отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуация характера по «криминогенному» типу, под которой понимается «определённый тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей» (Абрумова А.Г., Трайнина Е.Г.) (12). Их поведение отличается бездумной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточённости и агрессивности. М. Клайн указывает, что поведению представителей данного типа акцентуации в раннем детстве присущи следующие признаки:

- сверхактивность (ребёнок беспокоен, непоседлив, очень энергичен и агрессивен, он постоянно задевает детей-сверстников, обижает их);

- отвлекаемость и рассеянность внимания (ребёнок испытывает трудности сосредоточения, не способен довести начатое дело до конца);

- импульсивность (ребёнок неожиданно бросает начатое, поступает необдуманно, может легко солгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, абсолютно не задумываясь о последствиях)

- возбудимость (ребёнок крайне раздражителен, неуравновешен, часто плачет, быстро обижается, начинает кричать, ломать вещи, драться).

По утверждению И.А. Горьковской у 75 процентов подростков из специальных и коррекционных школ отмечаются признаки криминогенного типа акцентуации характера.

Таким образом, психофизиологические особенности подростка могут служить основанием для отклонений в его поведении, но они могут либо значительно корректироваться, либо усугубляться в зависимости от типа материнства (семейной атмосферы в целом).

Страницы: 1 2