RSS Feed

Практическая часть. Самосознание

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действие на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возникающие в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 – 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ними событий. Начинает осознавать себя как субъект собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6 – 7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании – ребенок начинает смотреть на себя со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризис непосредственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя.


Различные подходы к вопросу о сходстве и различии мужчин и женщин
В современной науке в вопросе сходства и различий человека доминируют два подхода: эволюционистский, подчеркивающий родство людей, и культурный, делающий упор на их различии. Вряд ли кто-либо станет отрицать, что необходимы оба подхода, поскольку есть и гены, которые формируют адаптивный человеческий мозг – своеобразный компьютер, и ку ...

Тренинг-методы
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способности к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности о ...

"Разваленный" тип
Разваленный тип распределения энергии присущ человеку, у которого энергия представляет собой как бы два или более сшитых между собой куска, причем сшитых не очень удачно. Энергия распределена равномерно, за исключением какого-то сегмента, плоскости сшивки. Определить разваленный тип визуально очень легко: идет человек по улице - ноги ид ...