Причины и механизмы нарушения памяти. Синдромы нарушения памятиСтраница 2
Промежуточная (буферная) память имеет единственное хранилище информации, в котором она удерживается до трех суток.
Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные структуры. В каждой из них существует два блока информации. В первом последняя хранится в организованном виде и активно используется. Это примерно 10 % всех запасов долговременной памяти (в среднем). В другом блоке информация неорганизована и произвольному воспроизведению у большинства людей недоступна. [13]
Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями на уровне рецепторов. Работу кратковременной памяти объясняют циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60 мин. В течение этого времени нейронные контуры кратковременной памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии.
После стадии консолидации информация переходит в долговременную память. Механизмы последней согласно гипотезе Хебба, связаны с длительным изменением синаптических связей. Биохимическая теория памяти Хидена объясняет механизм долговременной памяти с процессами образования РНК. Основным субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность участия в этом нейроглии. Гипотеза Лэшли о существовании центра памяти не подтвердилась. [14]Тем не менее есть все основания считать, что гиппокамп и связанные с ним образования (миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела) играют особо значительную роль в фиксации и хранении следов памяти. Установлено, что двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, которые известны в клинике под названием «корсаковский» или «лимбический» синдром. Поражение мозговой коры никогда не приводит к общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается выпадение возможности закреплять следы модально-специфических раздражений, соответствующих локализации поражения. Поражение лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность произвольного управления функцией памяти, но не препятствует бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти. Повреждение височных областей коры приводит к нарушению правильной последовательности воспроизведения памятных следов. [15]
Если же говорить непосредственно о сущности нарушений памяти, то следует отметить, что выделяется два основных типа нарушений памяти, а также особый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнестической деятельности (или псевдоамнезия).
Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения (парамнезии), при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого.
Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию.
Амнезия - выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени. [16]
При фиксационной амнезии наблюдается утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена — амнестическая дезориентировка. Фиксационная амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома, наблюдающегося при корсаковском психозе, черепно-мозговых травмах, атеросклеротических, других органических психозах, интоксикациях (например, окись углерода), атрофических процессах (старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера). При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов кратковременной, а возможно и непосредственной памяти.
Основы гендерной психологии
Гендерная психология – это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии – психология пола и раздел психологии развития – психосоциальное развитие л ...
Проблематика понятия «профессиональное
самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая,
экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)
Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К ...
Шкала темперамента
Висцеротония Соматотония Церебротония
1. Расслабленность в позе и движениях* Уверенность в позе и движениях* Сдержанность в позе и движениях, скованность*
2. Любовь к физическому комфорту* Любовь к физическому приключению* Физиологическая сверхреактивность
3. Медленные реакции* Энергетичность* Сверхбыстрые реакции*
4. Любовь к еде П ...