RSS Feed

Волевое действие

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.


Неврастения
Неврастения (лат. – "нервная слабость")— нервное истощение, переутомление - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях [2]. Проявляется сочетанием повышенной раздражительности и утомляемости. Характерны неадекватные реакции на небольшие раздраж ...

Образовательная система России. Система образования РФ: принципы и вариативность
Цель образования- создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда. Принципы системы образования в РФ: Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования ...

«Я-концепция»
«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концеп ...