RSS Feed

Основные положения концепции стресса Г.Селье и их развитие. Начало создания концепции стресса
Страница 1

Психологические материалы » Стресс, основные причины и предпосылки его развития » Основные положения концепции стресса Г.Селье и их развитие. Начало создания концепции стресса

Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”:

-увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;

-уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотечения язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника.

Г.Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

Г.Селье предположил различать “поверхностную” и глубокую адаптационную энергию. 1-ая доступна “по первому требованию” и восполнима за счет 2-ой - “глубокой”. Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки голлостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье и ведет к гибели или к старению и гибели.

Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.

При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

Кратковременный стресс - это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса.

При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом занятных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс - бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов не достаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

Длительный стресс - постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает мобилизуя глубокие адаптационные резервы “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

Страницы: 1 2


Соматотипизация женщин
Первоначальный объем работы по измерению телосложения был проделан Шелдоном в отношении мужчин. Очевидно, что в нашем обществе санкции против изучения обнаженного тела жестче в случае женского тела, чем в случае мужского. Соответственно, вполне естественно, что работа в этой области должна была осуществляться с мужчинами. В первой книге ...

Мотивы профессионального самоопределения
Одним из наиболее важных аспектов как профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа – выбора профессии, является мотивация. Каждый субъект выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Однако когда два или больше мотивов сталкиваются и не могут быть ...

Этапы становления педагогической психологии
Первый этап — с середины XVII в. и до конца XIX в.— мо­жет быть назван обще-дидактическим с явно «ощущаемой необхо­димостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период, прежде всего представлен именами самого Яна Амо­са Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоган­на Песталоцци (1746-1827), Иоганна Ге ...