RSS Feed

Понятие аутоагрессии и ее основные особенности
Страница 2

Психологические материалы » Понятие аутоагрессии и ее основные особенности

Л.И. Анцыферова рассматривает аутоагрессию как дезадаптивные психологические защиты (копинг-стратегии), возникающие у личности в трудных или экстремальных жизненных условиях, ввиду неспособности к адекватному переосмыслению, переоценке изменившейся социальной ситуации.

Т.Г. Визель предлагает интегративный нейропсихологический и личностно-типологический подход к проблемам аутоагрессии, как фактору социальной дезадаптации. Она полагает, что не только социальная, но и психологическая и психофизиологическая дезадаптация личности зависят от акцентуации характера в сочетании с особенностями деятельности мозговых механизмов.

На основе анализа внешней обусловленности аутоагрессивного поведения Г. Я. Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

1. Фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты.

2. Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом.

3. Обратная отрицательная связь — несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

В связи с действием всех трех компонентов, Г.Я. Пилягина представляет иерархическую структуру генеза аутоагрессии (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-динамическая иерархия аутоагрессии

Следовательно, ситуационные (социальные) факторы влияют на уровень порога «стрессоустойчивости» человека. Резкое изменение образа жизни (необходимость поиска средств пропитания, увеличение объёма трудовых нагрузок и т. д.) при ощущении отсутствия «обязательной» поддержки социальных институтов; синдром утраты с его интенсивной «психологической болью» (при потере значимого лица, значимого социального статуса); отсутствие устойчивых нравственных критериев при резком повышении общего уровня агрессивности в популяции; существование в условиях постоянной социальной неопределённости, хронического стресса — всё это может привести к резкому усилению психофизических нагрузок и, соответственно, к истощению компенсаторных запасов человека (его выраженной астенизации). Результатом такой социальной предиспозиции является формирование состояния дезадаптационной готовности. Наложение на подобное дезадаптационное состояние конкретной психотравмирующей ситуации непосредственно включает механизм формирования защитно-приспособительного поведения, в т. ч. и аутоагрессивного.

Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Педагогические технологии
Педагогическая технология (называют также активными методами обучения ) – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. Виды: программированное, проблемное, модульное обучение, деловые игры и др. Программированное обучение Разработана проф. Б.Ю.Скиннером в 1954 г. В основу положены два т ...

Сновидения животных
Животные, как и человек, тоже видят сновидения. У спящих собак, например, часто можно заметить беспокойное подёргивание лап, взлаивание. Долгое время казалось, что, несмотря на разнообразные догадки, людям никогда не удастся узнать точно, что же снится животным. Первым "увидеть" сновидения животных удалось французскому биолог ...

Психика человека. Естественнонаучные основы психологии. Понятие психики
Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики. Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окруж ...