RSS Feed

Понятие аутоагрессии и ее основные особенности
Страница 4

Психологические материалы » Понятие аутоагрессии и ее основные особенности

В исследованиях Р.М. Масагутова изучались гендерные различия в распространенности, возрастной динамике, факторах риска, условиях появления и характере аутоагрессивных действий. Факторы, ассоциированные с суицидальными попытками у подростков обоего пола, имели больше сходств, чем различий. Суицидальное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Суицидальные попытки девочек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Саморазрушительные действия можно классифицировать следующим образом:

· По влиянию на область человеческого бытия:

1. Физические

2. Психические

3. Социальные

4. Духовные

· По структурным характеристикам:

1. Уровневые проявления:

1. Идеаторный

2. Аффективный

3. Внешнеповеденческий

2. По способу реализации:

1. Непосредственные,

2. Расширенные,

3. Опосредованные,

4. Трансагрессивные;

3. По степени произвольности:

1. Осознанные,

2. Неосознанные

· По динамическим характеристикам:

1. По темпу формирования:

1. Острые,

2. Подострые,

3. Хронические

2. По временным показателям:

1. Транзиторные,

2. Рецидивирующие,

3. Персистирующие

3. По типу развития:

1. Стационарные,

2. Прогрессирующие,

3. Регрессирующие,

4. Трансформирующиеся;

· По связи с заболеванием или его обострением:

1. Морбидные

2. Внеморбидные (пре- и постморбидные);

· По влиянию на течение болезни:

1. Условно-негативные

2. Условно-позитивные

3. Условно-нейтральные.

Во многих исследования делается акцент на патологической природе аутоагрессивного поведения (Амбрумова и др, 1971; Амбрумова, Тихоненко, 1980; Кутько и др., 1989; Юрьева, 1998). Благодаря анализу данных исследований, Г.Я. Пилягина, выделяет следующие типологические формы аутоагрессивного поведения и определённые патогенетические особенности их формирования:

1. Суицидальное поведение:

- патобиологическая основа: «включение» программы индивидуального самоуничтожения;

- чаще всего формируется на переходе со стадии резистентности к стадии истощения адаптационного синдрома;

- в виде ответ-реакции наблюдаются смертельные формы поведения (самоубийство, жизнеопасные способы осуществления суицидальных попыток), «туннелизированный» характер мышления, направленный «на подведение жизненных итогов», что будет проявляться в виде резко повышенной когнитивной активности со специфической «стеничной» аффектацией к реализации аутоагрессивного поведения;

- чаще встречается при непсихотических психических расстройствах (на фоне декомпенсации шизоидного, параноидного и ананкастного расстройства личности, эмоционально-поведенческие расстройства на фоне тяжёлых соматических заболеваний и др.); может формироваться при дистимии и депрессивной фазе циклотимии, а также при психотических расстройствах в стадии разрешения психоза, ремиссии или интермиссии;

- личностная патопсихологическая мотивация направлена на достижение добровольной смерти вследствие «отрицательного жизненного баланса»; проявления антисуицидального барьера вытеснены (смерть более привлекательна, чем жизнь),

Страницы: 1 2 3 4 5


Дисциплина и саморегуляция
В течение 50-х и вначале 60-х годов XX века в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, подавляющих волю детей воспитательных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции ребенка и превращают его в тревожного, подавленного, невротичного человека. В педагогической литературе 7 ...

Объяснение феномена памяти
Существует множество гипотез относительно феномена памяти. «Феномен мышечной памяти. Если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигать этих высот с нуля. Даже при значительном атрофировании (“сдутии” мышц), имеющем место после зна ...

Сравнительно - психологичекий анализ роли игры в формировании взрослого поведения у животных и человека.
Для многих видов жив. доказано, что если детенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной. У морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения, даже после полного полового созревания, и в ненормальных реакциях на сородичей и других живо ...