RSS Feed

Модель личности эффективного консультанта телефона доверия
Страница 1

Психологические материалы » Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов » Модель личности эффективного консультанта телефона доверия

Нами было проанализировано большое количество литературы по проблеме профессиональных и личностных качеств консультанта ТД. Эти качества, выделяемые зарубежными и отечественными авторами, представлены в виде схемы №1 и таблиц №1-3. Из таблиц видно, что все авторы подчеркивают важность одних и тех же качеств, незначительные различия наблюдаются лишь в их формулировке.

На основе всех вышеперечисленных зарубежными и отечественными авторами качеств, сфокусированных в таблицах, можно предположить, что одним из основных первичных качеств личности консультанта ТД является аутентичность

.

«Аутентичность» с греческого языка означает - подлинный. Данное понятие разработано в гуманистической психологии и отражает одну из важнейших интегративных характеристик личности. Психологический смысл аутентичности можно определить как

согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование [13, с.40].

Человек стремится быть самим собой и является таковым. Он всегда находится в состоянии «здесь и теперь» и не расходует энергию на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, а использует ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с.42–43] отождествляет слово «аутентичность» с близким словом «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

- Доступность - степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него.

- Экспрессивность - степень, в которой человек склонен позволять другому действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний. [Елизаров А.Н., с.27].

Аутентичность обобщает многие свойства личности, но ее границы нечетки. В качестве синонимов этого термина используются такие определения, как полноценно функционирующая личность (Роджерс), свобода (Олпорт), самоактуализация (Маслоу), самость, целостная личность (Перлс), конгруэнтность (Гриндер, Бендлер).

Аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами. Человек вовлеченно воспринимает происходящее и затем непосредствевнно проявляет свое эмоциональное отношение к нему. Его мысли и действия согласованы с эмоциями. Поведение такого человека оценивается как конгруэнтное. Конгруэнтность, на наш взгляд, является тем качеством, которое наиболее точно характеризует состояние «здесь и теперь», так как представляет собой сочетание внешнего поведения и внутренних чувств.

Понятие «свобода» - один из основных элементов структуры качеств аутентичности и означает, что в самоопределении и ответственности перед собой человек является нравственно свободным. И.М.Сеченов говорил: «…Человек есть существо свободное, определяющее действия из самого себя».

Рефлексия – одно из важнейших качеств аутентичной личности. В работе на ТД рефлексивность выступает как качество, проявляемое в совместной деятельности. Она отображается в понимании консультантом своей сущности в реальной действительности (состояние «здесь и сейчас»): процесс самопознания внутреннего состояния консультантом ТД самого себя, выяснение того, как другие понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Вопросы для самоподготовки: Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн). Биологическое созревание как процесс ...

Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации
Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих основных факторов: 1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства ...

Особенность передачи информации.
Природа самотранслируемого сообщения такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его даль­ше, а передав, испытывает психологическое облегчение. Можно предложить несколько объяснений этому свойству самотранслируемости: Во-первых, достаточно часто слух содержит информацию, прин­ципиально умалчиваем ...