RSS Feed

Креативность и ее связь с интеллектом
Страница 1

Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Им же было указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению. "Теоретические соображения и экспериментальные данные позволяют заключить, что креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность."

Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности: 1. способность к обнаружению и постановке проблем; 2. способность к генерированию большого числа идей; 3. гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; 5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

По данным психогенетических исследований креативность в большей степени, нежели интеллект, определена средовыми влияниями. Выделены следующие факторы, способствующие развитию креативности:

· широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;

· подражание творческому "идеалу";

· демократические отношения с матерью;

· неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.

Исследователи различают большую и малую креативность.Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество (Моцарт, Эйнштейн). Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления.

Для лабораторного определения креативности наиболее часто используется тест, разработанный Е.Торрансом. Е.Торранс разработал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Тест Торранса включают в себя задания, диагностирующие словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление, при этом оценка креативности определяется по показанию статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Связаны ли между собой интеллект и креативность? Существует три подхода при ответе на этот вопрос:

1. Как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.

2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности.

Страницы: 1 2 3


Руки и пальцы
Люди с симметричными руками имеют более высокий половой потенциал. Определить, каким потенциалом для продолжения рода обладает мужчина или женщина можно очень просто: достаточно сравнить размеры правой и левой рук. Как показали исследования, представители обоего пола с абсолютно симметричными руками имеют более высокий половой потенциал ...

Описание методики
Методика состоит из утверждений, которые описывают различные стороны нашей жизни. Для каждого утверждения необходимо обвести цифру, соответствующую степени согласия испытуемого с этим утверждением: 1 2 3 4 5 совершенно не согласен скорее не согласен нечто среднее скорее согласен совершенно согласе ...

Воображение и постановка задачи
Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объект ...