Креативность и ее связь с интеллектомСтраница 1
Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Им же было указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению. "Теоретические соображения и экспериментальные данные позволяют заключить, что креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность."
Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности: 1. способность к обнаружению и постановке проблем; 2. способность к генерированию большого числа идей; 3. гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; 5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
По данным психогенетических исследований креативность в большей степени, нежели интеллект, определена средовыми влияниями. Выделены следующие факторы, способствующие развитию креативности:
· широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;
· подражание творческому "идеалу";
· демократические отношения с матерью;
· неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.
Исследователи различают большую и малую креативность.Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество (Моцарт, Эйнштейн). Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления.
Для лабораторного определения креативности наиболее часто используется тест, разработанный Е.Торрансом. Е.Торранс разработал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Тест Торранса включают в себя задания, диагностирующие словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление, при этом оценка креативности определяется по показанию статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Связаны ли между собой интеллект и креативность? Существует три подхода при ответе на этот вопрос:
1. Как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.
2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности.
Современные теории
Современные разработки в области памяти в огромной степени обусловлены прогрессом технологии и методологии. Почти все без исключения психологи и другие мыслители в этой области согласились с тем, что память размещена в коре головного мозга, покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Однако даже сегодня точ ...
Основные характеристики человека в юношеском возрасте
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечнососудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособн ...
Аффект
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эм ...