Семья как малая группа
Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. [26; стр.17]
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
– наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
– частичное различие в интересах и установках членов семьи;
– наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
– включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
– отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах;
– многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;
– особая открытость, уязвимость членов семьи.
– поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);
– уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);
– уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).
Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются:
• степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое отношение);
• нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);
• уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость);
• содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге).
Основные научные достижения Ж. Пиаже
Ж.Пиаже окончил Невшательский университет (1915). С 1921 г. профессор Института Ж.-Ж.Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозанского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.-Ж.Руссо (с 1929), Психологической лаборатории в Женеве (с 1940), Центра генетической эпистемологии в Женеве (с 1955).
Деятельность Ж. Пиаже как психоло ...
Анализ проведенной диагностики внимания у детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В нашем исследовании внимания у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи первоначально мы определили уровень устойчивости внимания (См. таблицу 1, рис. 1).
Таблица 1. Анализ исследования уровня устойчивости внимания дошкольников ЭГ и КГ
Уровень развития
Экспериментальная группа
Контрольная группа
человек ...
Древние греки
Трудно с уверенностью сказать, где и когда появились впервые четко сформулированные идеи о том, что такое память. Однако резонным будет сказать, что первые научные концепции могут связываться с Древней Грецией, относиться ко времени приблизительно за шесть веков до нашей эры.
В шестом веке до нашей эры Парменид считал память смесью све ...