RSS Feed

3 этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) - Психология как наука о поведении.

Психологические материалы » Психология и педагогика » 3 этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) - Психология как наука о поведении.

1. Исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века (эволюционное учение Чарльза Дарвина

, исследования чувствительности различных органов чувств) заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в Лейпциге в Германии (Вильгельм Вундт

), в России при Казанском университете (Владимир Михайлович Бехтерев

), психологический институт в России при Московском университете (Георгий Иванович Челпанов

) и психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (Владимир Михайлович Бехтерев

), создаются кафедры психологии в вузах. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов

, который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические процессы с позиций рефлекторной теории. Его последователь русский физиолог Иван Петрович

Павлов

изучал условные рефлексы в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

2. Одновременно с развитием экспериментальных методов изучения психических явлений рядом зарубежных психологов широко использовался метод интроспекции, позволивший им прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание. В то же время другие зарубежные психологи предложили отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.


Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе
Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы [1]. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения как в средней так и высшей школах. Так, например, первокурсник ...

Культуросообразность образования. Образование как система как процесс, результат.
В настоя, время представляется иная концепция обр-я. В ее основе лежит принцип культоросообразности обр-я, дополняю­щей необх. научное содерж. обр-я. соответ. обр-я культуре озна­чает, что наука представ-ет перед уч-мися не только все актуал. рез-ты но и в истории научного знания, в процессе его возникновения его исторического личностно ...

Заключение.
В данной работе были описаны основные характеристики проективных методик, перечислены их признаки: 1. неопределённость и неоднозначность используемых стимулов; 2. отсутствие ограничений в выборе ответа; 3. отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных. Также было установлено, что проективная методика – это приём или набор ...