Сознание и бессознательноеСтраница 1
Сознание человека
– это высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.
Таблица 5
Структура и функции сознания
Структура сознания |
Функции сознания |
1. Познавательные процессы |
1. Отражательная – способность отражать мир с помощью познавательных процессов |
2. Различение субъекта и объекта: «Я» и «не Я» (самосознание, самопознание, самооценка) |
2. Рефлексивная – способность сосредоточиться на самом себе (самосознание) |
3. Отношение человека к себе и к окружающему миру |
3. Оценочная – способность оценивать события и самого себя |
4. Креативная (творческая) составляющая |
4. Креативная – способность к творчеству |
5. Формирование картины мира (образы прошлого, модели будущего) |
5. Времяобразующая – способность помнить о прошлом, осознавать настоящее, представлять будущее |
6. Формирование цели деятельности |
6. Преобразующая – способность определять цели и намечать пути к их достижению |
Степень ясности и четкости сознания неодинакова в различных условиях жизни человека. Примерные уровни ясности сознания (рис. 5).
Сон- жизненно необходимая потребность организма не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же ее лишить сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель. Известны, однако, несколько исключений из этого правила, которые до сих пор представляют собой загадку для ученых. Медицинским чудом называли врачи всего мира 77-летнего шведа Олафа Эрикссона
, который не спал более 46 лет.
Детальное исследование явлений сна стало возможным после того, как был изобретен элекгроэнцефалограф - прибор для записи биотоков мозга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спящего человека отличаются медленной активностью: частота их колебаний - 1-3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8-13 в секунду. Сон имеет две разновидности: медленный (спокойный) и быстрый (активный).
| |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
|
| ||||||||
![]() | ||||||||
| ||||||||
![]() | ||||||||
|
Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Особенности
развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...
Концепция обучения и развития Выготского
Проблема соотношения развития и обучения. Понятие зоны ближайшего развития. Вопрос о соотношении обучения и развития является одним из центральных. В зависимости оттого, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них ее поддерживают психологи женевского направления: Пиаже, С. Ипельдер и др ...
Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики
роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, осoбая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен.
Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Существенной разновидностью, или смысловой модификацией, художественного образа, а также и его духовным я ...