RSS Feed

Сознание и бессознательное
Страница 2

Рис. 5. Уровни ясности сознания

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. При пробуждении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название «быстрый»). Быстрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10-15 мин. после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. Несмотря на относительно большую активацию физиологических функций в быстром сне, мышцы тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего бывает значительно труднее. Таким образом, быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким по сравнению с медленным, а с другой - судя по активности физиологических функций, более поверхностным. Поэтому он и получил название парадоксального сна. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в период появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять-семь дней у него наступают психические расстройства. Поскольку в состоянии бодрствования нервная система загружена в основном текущей деятельностью, информация, важная для будущего, фиксируется в памяти без переработки. Именно во сне происходит переработка этой информации.

Бессознательное

– те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики часто применяют метафору «луча прожектора», который выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится видимым, остальное – скрытым (Рис. 6).

Рис. 6. «Луч прожектора»: Б – бессознательное, С – сознание, В – внимание.

Бессознательные явления не однородны. Их можно разделить на пять основных типов, которые имеют свои механизмы образования и функционирования:

Таблица 6

Типы бессознательных явлений

Тип

Сущность

Примеры

Предсознание

Информация, которая не дошла до сознания

Слабые подпороговые ощущения и подсознательная память

Автоматизированные процессы

Автоматизированные двигательные навыки (то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры.

Навязчивые привычки.

Неосознаваемые сложные двигательные акты

Плаванье, вязание, вождение автомобиля, работа с клавиатурой компьютера и.т.д.

Навязчивые действия – жесты, ритуалы, движения.

Сомнамбулизм («лунатизм»).

Бессознательные явления личности

Неосознанные генетические программы (инстинкты).

Негативные явления, вытесненные из сознания.

Неосознанные «случайные» действия.

Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми.

Половое влечение – либидо.

Обиды, оскорбления и пр.

Описки, оговорки.

Родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама.

Особые психические состояния

Психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания

Сон, гипноз, транс, аффект

Надсознательные процессы

Высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы

Интуиция, творческое озарение

Страницы: 1 2 3 4 5


Подпериод конкретных операций (7—11 лет)
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совер ...

Методы исследования памяти
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными: 1. деятельностью усв ...

2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется ...