RSS Feed

Толкование и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Страница 1

Психологические материалы » Мотивационно-потребностная сфера супругов » Толкование и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [27, с. 8]. Она состоит из трех элементов:

1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.

2. Методика сбора эмпирических данных, т.е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.

3. Методика обработки данных, т.е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.

I. 1. В качестве цели нашего исследования мы определили мотивационно-потребностную сферу супругов с разным стажем совместного проживания.

Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Б. Далее в Программе исследования нами определены предмет, объект, цели, задачи, гипотезы исследования (Приложение А).

II. 1. В первой части нашего исследования мы выбрали методику диагностики супружеских отношений на основе теста-опросника по Мюррею (на согласованность базовых потребностей) [8] для каждой пары супругов.

Оценка, самооценка и ожидания — показатели характера супружеских отношений. Мы исходили из того, что супружеский конфликт возникает в результате неудовлетворенности основных потребностей семейной жизни. В основе конфликта может лежать рассогласование между представлениями супругов относительно собственных потребностей и потребностей партнера, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Согласованность представлений супругов о семейной жизни. Представления о характере семейных взаимоотношений, причинах и основных сферах проявления конфликта очень часто не совпадают у обоих супругов. В качестве эмпирического показателя такой несогласованности нами введен индекс симметрии (Исм) — отношения симметричных для диады структурных конфигураций (конфликтных или бесконфликтных) к общему количеству структурных конфигураций.

Величина Исм является показателем устойчивости характера отношений между супругами (чем ближе его значение к единице, тем выше устойчивость отношений), а его знак «+» или «-» (симметричность конфликтных или бесконфликтных структур) отражает принадлежность данной пары к группе стабильных или нестабильных семей. Приближение значения Исм к нулю, независимо от его знака, является показателем проблемности отношений между супругами в данной семье.

Результаты теста-опросника по Мюррею (на согласованность базовых потребностей) для каждой семьи представлены в Таблице Г 1 (Приложения Г.). Г. Мюррей в 1938 году описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом:

«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [Н. A. Murray, 1938, р. 83].

Методика Г. Мюррея, которая была выбрана нами, представляет собой опросник из 14 вопросов. Из двух вариантов ответа, необходимо выбрать один. Классификация мотивов Г.А. Мюррея (от лат. classis – разряд + facere – делать и moveo – двигаю) - модель структуры мотивационно–потребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест.

В качестве основной методики сбора информации нами был выбран тест. Тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых, судят о психофизических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного свойства / психологического качества личности.

Тест - специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и приводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование суицидального риска
В рамках данного исследования нами было опрошено 10 испытуемых, учащихся 9 класса из них 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте от 14 – 15 лет. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 52, г. Ульяновск. Всем испытуемым была предложена методика ОСР (Приложение 1). В ходе обработки данных были получены следующие рез ...

Что та­кое ли­дер и ли­дер­ст­во
Ли­дер. На этот во­прос мож­но бы­ло бы от­ве­тить во­про­сом: раз­ве глав­ные - не луч­шие? Или на­обо­рот? Ви­ди­мо, по­ли­ти­ка под­ра­зу­ме­ва­ет имен­но та­кой рас­клад. В са­мом де­ле, ме­ж­ду на­ро­дом, об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом, вла­стью все­гда су­ще­ст­во­ва­ло сво­его ро­да со­гла­ше­ние ду­мать так. Власть не­из­мен­но ...

Заключение.
В данной работе выяснилось, что само уже сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. В работе рассматривалось как понятие социальной психологии, так и ее место в системе научного гуманитарного знания. [1] Челпанов, 1924; [2] Будилова, 1971; [3] В ...