ПАМЯТЬСтраница 1
Память -
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.
Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.
Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.
В основе памяти лежат ассоциации (временные нервные связи). Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.
Процессы памяти:
Запоминание
- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Запоминание может быть непроизвольным (информация запоминается сама) и произвольным (информация заучивается). Приемы запоминания: механический, логический, образный (графики, картинки, схемы).
Сохранение
- процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.
Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить. Различают несколько уровней сохранения информации:
1)сенсорная память – длительность сохранения образа на уровне рецепторов 0,1-0,5 сек.
2)кратковременная память – 20 сек. без повторения – пока мозг обрабатывает информацию и интерпретирует ее, после этого информация или забывается, или передается в долговременную память при условии 1-2 повторений. Объем кратковременной памяти индивидуален (5-9 объектов) и может развиваться;
3)промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время сна – очищается: либо забывает, либо передает в долговременную память. Сон менее 3-х часов – не очищает промежуточную память (ошибки в речи, действиях, забывчивость);
4)долговременная память – обеспечивает хранение информации. Бывает 2-х типов: с сознательным доступом (человек может вспомнить сам) и закрытая (вспомнит под гипнозом).
Воспроизведение
- процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.
Виды воспроизведения
::
- узнавание – образ возникает при повторном восприятии объекта;
- припоминание – воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;
- воспоминание – образ возникает без восприятия объекта;
- реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;
- эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.
Представление
— наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Оперативная память - восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения задачи.
Забывание
- невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.
Факторы, влияющие на забывание:
1)время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;
Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические
особенности личности.
Таблица 8
Индивид, субъект, личность, индивидуальность
Понятие
Определение
Характерные признаки
Индивид
Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств
Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции,
нейродинамика, биологические потребности, эмоци ...
Психология личности и проблема воспитания в высшей школе. Что
такое личность?
Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наи ...
Заключение.
В данной работе выяснилось, что само уже сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.
В работе рассматривалось как понятие социальной психологии, так и ее место в системе научного гуманитарного знания.
[1] Челпанов, 1924;
[2] Будилова, 1971;
[3] В ...