RSS Feed

Мышление и речь
Страница 1

Мышление -

Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Виды мышления:

Наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Образное - опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия. Информационные стенды напольные и настенные.

Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Формы мышления:

Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.

Умозаключение - определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).

Мыслительные операции:

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез - объединение отдельных элементов в целое, нахождение существенных связей и отношений.

Сравнение - установление сходства и различия объектов.

Обобщение - объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.

Абстрагирование - выделение одних предметов и отвлечение от других.

Классификиция - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Конкретизация - мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).

Интеллект

– способность человека адаптироваться к окружающей среде (разумно мыслить, действовать, справляться с обстоятельствами). Интеллект – общий фактор умственной энергии, не включает интересы, мотивацию, тревожность и т.д. (Спирмен

). Интеллект – скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп) (Айзенк

).

Структура интеллекта

(по Терстоун

):

- счетная способность;

- вербальная гибкость (способность объясняться);

- вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь);

- пространственная ориентация;

- память;

- способность к рассуждению;

- быстрота восприятия.

Интеллект делится на вербальный (приобретенный) и невербальный (природный) (Векслер

).

На интеллект влияют врожденные аномалии. Для выживания человеку нужно контактировать со средой, в которой он будет жить: чем меньше общение с взрослыми, тем ниже интеллект ребенка.

Оценка интеллекта – коэффициент интеллекта IQ: среднее значение 100 баллов. Разброс – от 0 до 200 баллов. Измеряется тестом Стенфорд-Бине, шкалой Векслера. Недостаток интеллекта - слабоумие (умственная отсталость); бывает врожденная – олигофрения, и приобретенная - деменция. Степени слабоумия: IQ = 0 – 35 баллов – выраженная умственная отсталость; IQ = 35 - 50 баллов – умственная отсталость средней тяжести, IQ = 50 - 70 баллов – легкая умственная отсталость.

Речь -

процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь выполняет определенные функции

:

1. Функция выражения чувств.

2. Функция воздействия на человека.

Страницы: 1 2


Школа как институ воспитания и социализации ребенка.
Под инст-ом воспитания понимается общественные органи­зации и структуры, которые призваны оказывать воспит-ое воз­действие на личность. Наиболее сушест-ые институты воспитания это семьи и школа. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени Там его воспит учителя и его сверстники. Каждый новый чел-к которой в ...

Воображение и постановка задачи
Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объект ...

Измерение интеллекта. Тесты интеллекта
Вопрос об измерении умственных способностей впервые стал актуальным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с научной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911) и именно его можно считать основоположником эмпирического подхода к решению проблемы интеллекта, одаренности, таланта. На основании экспериментальных и ст ...