RSS Feed

Мышление и речь
Страница 1

Мышление -

Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Виды мышления:

Наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Образное - опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.

Словесно-логическое - осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Формы мышления:

Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.

Умозаключение - определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).

Мыслительные операции:

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез - объединение отдельных элементов в целое, нахождение существенных связей и отношений.

Сравнение - установление сходства и различия объектов.

Обобщение - объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.

Абстрагирование - выделение одних предметов и отвлечение от других.

Классификиция - разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Конкретизация - мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).

Интеллект

– способность человека адаптироваться к окружающей среде (разумно мыслить, действовать, справляться с обстоятельствами). Интеллект – общий фактор умственной энергии, не включает интересы, мотивацию, тревожность и т.д. (Спирмен

). Интеллект – скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп) (Айзенк

).

Структура интеллекта

(по Терстоун

):

- счетная способность;

- вербальная гибкость (способность объясняться);

- вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь);

- пространственная ориентация;

- память;

- способность к рассуждению;

- быстрота восприятия.

Интеллект делится на вербальный (приобретенный) и невербальный (природный) (Векслер

).

На интеллект влияют врожденные аномалии. Для выживания человеку нужно контактировать со средой, в которой он будет жить: чем меньше общение с взрослыми, тем ниже интеллект ребенка.

Оценка интеллекта – коэффициент интеллекта IQ: среднее значение 100 баллов. Разброс – от 0 до 200 баллов. Измеряется тестом Стенфорд-Бине, шкалой Векслера. Недостаток интеллекта - слабоумие (умственная отсталость); бывает врожденная – олигофрения, и приобретенная - деменция. Степени слабоумия: IQ = 0 – 35 баллов – выраженная умственная отсталость; IQ = 35 - 50 баллов – умственная отсталость средней тяжести, IQ = 50 - 70 баллов – легкая умственная отсталость.

Речь -

процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь выполняет определенные функции

:

1. Функция выражения чувств.

2. Функция воздействия на человека.

Страницы: 1 2


Как установить равенство
Когда встречаются два энергичных, властных человека, рукопожатие превращается в своеобразную силовую игру. Каждый стремится перевести руку собеседника в подчиненное положение. В результате обе руки остаются в вертикальном положении, что сразу же создает атмосферу равенства и взаимного уважения. В таких обстоятельствах собеседники не уст ...

Объект и предмет исследования
Объект исследования – личность. Предмет исследования – особенность профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Цель исследования – исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1. Выявить профессиональный тип личности школьников 9 класса; 2. Выявить професс ...

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ, МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни люд ...