RSS Feed

Межличностные и межгрупповые взаимоотношения
Страница 2

Психологические материалы » Психология и педагогика » Межличностные и межгрупповые взаимоотношения

Взаимоотношения

(межличностные отношения

) в малой группе

- это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Виды взаимоотношений в малой группе

Общественно-политические взаимоотношения - это такие взаимоотношения, которое возникает и функционируют а процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения - это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения - отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д.

Межличностные отношения в группе могут быть гармоничные, противоречивые и конфликтные. Отрицательные взаимоотношения в группе порождают у личности тревожность, фрустрацию и межличностные конфликты.

Тревожность бывает ситуативной и личностной.

Ситуативная тревожность проявляется в определенных ситуациях: на экзаменах, в общении с лицами противоположного пола и пр. При неблагоприятных условиях ситуативная тревожность может перерасти в личностную.

Личностная тревожность – состояние повышенного беспокойства на угрожающую личности ситуацию или кажущуюся таковой. Обычно не существует как отдельная черта, сказывает отрицательное влияние на развитие других свойств человека, например, мотива избегания неудачи – стойкой тенденции человека делать все не для того, чтобы добиться успеха, а чтобы не быть хуже других.

Фрустрация –

временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели или тщетности усилий для ее достижения. Часто сопровождается разочарованием, раздражением, отчаянием, агрессией.

Конфликт

— острое и трудноразрешаемое противоречие двух, трех и большего числа людей (групп), характеризующееся противоборством и взаимным применением сильных средств, чтобы одержать верх над противной стороной.

Любой может рассердиться – это легко, но рассердиться на нужного человека, в нужное время, по нужному поводу и нужным образом – нелегко.(Аристотель)

С позиций полезности различают два основных вида конфликтов

:

• конструктивные конфликты — борьба нового с отживающим, устаревшим; справедливости с несправедливостью; добра со злом. Разрешение их приносит пользу обеим конфликтующим сторонам.

• деструктивные конфликты — преобладают корыстные интересы, самолюбие, проявления плохого характера, упрямство, дух противоречия, господство эмоций над разумом, нежелание ни за что признавать свою неправоту или поражение.

К распространенным причинамконфликтов

относятся:

- нездоровые взаимоотношения в коллективе,

- несправедливое отношение руководителя к подчиненным,

- несправедливость в распределении поощрений,

- конфликтность отдельных членов.

Разрешение конфликта

реализуется в трех формах

: самоурегулирования, беспристрастного арбитража и коллективной.

1. Самоурегулирование начинается по рекомендации руководителя, кем-то из коллег или по собственной инициативе, мотивируемой пониманием, что конфликт вредит делу и им самим. Напряжение довольно легко снимается проявлениями доброжелательности.

Страницы: 1 2 3


Своеобразие автономной речи.
Своеобразие «автономной речи» заключается в том, что, во – первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью. Это обычно такие слова, как «ба – бу», «гу – га», иногда обломки наших слов. Это ...

Классификация методов психологического влияния на личность
Мы представляем классификацию методов влияния на личность в виде следующей таблицы предложенной Сидоренко [16]. Метод влияния Определение 1.Убеждение Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. 2. Внушени ...

Роль ведущего канала восприятия в деловом партнерстве. Эффекты восприятия в управленческой деятельности
«Восприятие человека человеком в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми». [2; 53] Процессы межличностного восприятия являются необходимым условием любой совместной, в том числе и управл ...