RSS Feed

Методы обучения
Страница 1

Метод

– это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Прием

– это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода, это конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации методов обучения

Существуют два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический.

Общедидактические методы

:

— объяснительно-иллюстративный,

— репродуктивный (воспроизведение),

— проблемное изложение,

— частично-поисковый (эвристический),

— исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод

- преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее и запоминают.

Достоинства: это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного опыта человечества. Воспитывает внимательность, наблюдательность, выдержку.

Формирует: 1 уровень умственной деятельности – узнавание и знания 1-го уровня — знания-знакомства.

Репродуктивный метод

- задания на воспроизведение знаний и способов деятельности (решение задач). Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

Достоинства: развивает логику изложения, систематичность в работе.

Формирует: 2 уровень умственной деятельности – воспроизведение и знания 2-го уровня — знания-копии.

Проблемное изложение

- педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой. Обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы.

Достоинства: проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, они приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия.

Формирует:

3 уровень умственной деятельности – применение и з

нания 3-го уровня — знания-умения.

Частично-поисковый (эвристический) метод -

постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы путем самостоятельного активного поиска. Пути реализации метода:

а) эвристическая беседа: преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску;

б) выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем.

Достоинства:

готовит к самообразованию, вырабатывает самостоятельность, ответственность.

Формирует:

4 уровень умственной деятельности – творчество и

3-й и 4-й уровни знаний - знания-умения, знания-трансформации.

Исследовательский метод

- конструирование исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.

Достоинства:

развивает активность, инициативность, инверсию мышления.

Формирует:

4 уровень умственной деятельности – творчество и

4-й уровень знаний - знания-трансформации.

Таблица 11

Общедидактические методы

п/п

Метод

Вид

деятельности

Уровни

умственной

деятельности

знаний

1

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный с помощью

I - узнавание

I – знания-знакомства

2

Репродуктивный

Репродуктивный без помощи

II - воспроизведение

II – знания-копии

3

Проблемное изложение

Продуктивный с помощью

III - применение

III – знания-умения

4

Частично-поисковый

Продуктивный без помощи

IV - творчество

III – знания-умения;

IV – знания-трансформации

5

Исследовательский

Продуктивный без помощи

IV - творчество

IV – знания-трансформации

Страницы: 1 2


Метод внушения. Общая характеристика понятия внушения
Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации [5]. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое ...

Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания
Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. “Представляется неправильным сведение мысленного эксперимента к обдумыванию планируемого результата эксперимента, - считает А.О.Вальт. - Мысленный эксперимент является относительно самостоятельной познавательной операцией. ...

Строение характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер, определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют обществен ...