Методы обученияСтраница 1
Метод
– это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием
– это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода, это конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации методов обучения
Существуют два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический.
Общедидактические методы
:
— объяснительно-иллюстративный,
— репродуктивный (воспроизведение),
— проблемное изложение,
— частично-поисковый (эвристический),
— исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод
- преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее и запоминают.
Достоинства: это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного опыта человечества. Воспитывает внимательность, наблюдательность, выдержку.
Формирует: 1 уровень умственной деятельности – узнавание и знания 1-го уровня — знания-знакомства.
Репродуктивный метод
- задания на воспроизведение знаний и способов деятельности (решение задач). Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).
Достоинства: развивает логику изложения, систематичность в работе.
Формирует: 2 уровень умственной деятельности – воспроизведение и знания 2-го уровня — знания-копии.
Проблемное изложение
- педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой. Обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы.
Достоинства: проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, они приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия.
Формирует:
3 уровень умственной деятельности – применение и з
нания 3-го уровня — знания-умения.
Частично-поисковый (эвристический) метод -
постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы путем самостоятельного активного поиска. Пути реализации метода:
а) эвристическая беседа: преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску;
б) выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем.
Достоинства:
готовит к самообразованию, вырабатывает самостоятельность, ответственность.
Формирует:
4 уровень умственной деятельности – творчество и
3-й и 4-й уровни знаний - знания-умения, знания-трансформации.
Исследовательский метод
- конструирование исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.
Достоинства:
развивает активность, инициативность, инверсию мышления.
Формирует:
4 уровень умственной деятельности – творчество и
4-й уровень знаний - знания-трансформации.
Таблица 11
Общедидактические методы
№ п/п |
Метод |
Вид деятельности |
Уровни | |
умственной деятельности |
знаний | |||
1 |
Объяснительно-иллюстративный |
Репродуктивный с помощью |
I - узнавание |
I – знания-знакомства |
2 |
Репродуктивный |
Репродуктивный без помощи |
II - воспроизведение |
II – знания-копии |
3 |
Проблемное изложение |
Продуктивный с помощью |
III - применение |
III – знания-умения |
4 |
Частично-поисковый |
Продуктивный без помощи |
IV - творчество |
III – знания-умения; IV – знания-трансформации |
5 |
Исследовательский |
Продуктивный без помощи |
IV - творчество |
IV – знания-трансформации |
Метод внушения. Общая характеристика понятия внушения
Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации [5]. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое ...
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма
познания
Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. “Представляется неправильным сведение мысленного эксперимента к обдумыванию планируемого результата эксперимента, - считает А.О.Вальт. - Мысленный эксперимент является относительно самостоятельной познавательной операцией. ...
Строение характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер, определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют обществен ...