RSS Feed

Психологические исследования аутоагрессивного поведения
Страница 1

Психологические материалы » Психология аутоагрессивного поведения » Психологические исследования аутоагрессивного поведения

Обзор отечественных и зарубежных концепций аутоагрессии показал, что в большинстве случаев объясняющие концепции носят функциональный характер. Аутоагрессивное поведение рассматривается в них как попытка индивида справиться с ситуацией или эмоциями. Каждый тип самоповреждающего поведения наделяется исследователем своей особой функциональной ценностью [17, с. 23 – 26].

Хронологически аутоагрессия как процесс делится на три периода: предиспозицию, генерализацию и поддерживающие факторы. Исследования предиспозиционных факторов направлены чаще всего на поиск возможных биохимических детерминант аутоагрессии. Так, С.Н. Ениколоповым установлено, что среди незначительной части аутоагрессоров встречаются носители редких генетических аномалий. Однако большинство аутоагрессоров не страдают генетическими аномалиями, а свои акты самоповреждения они объясняют причинами скорее символического характера [5, с. 167 – 169].

Исходя из классического психоанализа Ненси Мак-Вильямс считает, что предиспозиция аутоагрессии обусловлена обострением противоречий между одновременно присущими человеку инстинктами самосохранения и саморазрушения. В основе аутоагрессивного поведения лежит нарушение идентификации, в результате которого объект агрессии совпадает с субъектом. Аутоаугрессивный характер поведения определяется бессознательными психическими силами, а момент осознания является фактором их энергетического преобразования и направления. В теории объектных отношений, аутоагрессия рассматривается в рамках "угрожающего паттерна отношений" и действия примитивных защитных механизмов (проективной идентификации, расщепления, отреагирования и др.) как деструктивная сторона нарциссизма [10, с. 272].

В когнитивном направлении аутоагрессия рассматривается через действие определенного рода когнитивных искажений, для которых свойственна ригидность когнитивных схем, дихотомия в мышлении и склонность к глобализации. Так Аароном Беком и Брайаном Шо, в рамках когнитивного направления изучается атрибутивный стиль, когнитивная гибкость/ригидность, стратегий саморегуляции, степень сложности когнитивных стилей аутоагресоров. Аутоагрессоры уязвимы к фактору неопределённости ситуации, а также имеют неэффективный контроль над эмоциями, неспособность к их отсрочке [3, с. 103].

Отечественные клинические исследования рассматривают аутоагрессию как дезадаптивную стратегию выхода из психологического кризиса, обусловленную особыми предиспозиционными факторами. Социально-психологическая дезадаптация может быть парциальной или тотальной в зависимости от степени нарушения познавательного, преобразовательного, коммуникативного и ценностноориентационного характера. Однако как подчеркивают Ю.В. Попов и А.В. Бруг, во всех случаях решающим моментом формирования предиспозиции к аутоагрессивным проявлениям становится смысловой конфликт. Исполнение аутоагрессивного решения (вне зависимости от причин, условий и форм дезадаптации) происходит только после этапа личностной переработки конфликта. Не существует прямой зависимости аутоагрессивного поведения от характера и от тяжести болезни. Даже в случае психотического состояния индивида, "псевдореальный" конфликт преломляется через "базальные установки личности", что и обуславливает выбор формы последующего поведения [13. с. 4 – 6].

По мнению Д.И. Шустрова психологически аутоагрессия выступают одним из основных социально-дезадаптивных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой чувства собственной ценности, с противодействием неблагоприятному для индивидуума социальному окружению. Согласно его концепции "трихономического строения человеческой личности", человек определяется носителем "соматического, психического и духовного" (рис. 1). Каждая их этих составляющих может представить в распоряжения человека способы и основания для выживания.

Страницы: 1 2 3 4


Эмпирическое исследование особенностей внутриличностных конфликтов у школьников. Программа исследования. Методологический раздел
Проблема исследования формулируется как выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников. Цель работы: выявить особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников. Задачи 1. Изучить теоретиче ...

Психодиагностический процесс
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные задачи диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диаг ...

Психические явления
Существуют три группы психических явлений. 1. Явления, связанные с восприятием, воображением, памятью. Сюда относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наибольший интерес среди явлений данной группы. По мнению Фрейда, содержание сновидений в большинстве случаев обусловлено неудовлетворенными желаниями и потребностями че ...