RSS Feed

Психологические исследования аутоагрессивного поведения
Страница 2

Психологические материалы » Психология аутоагрессивного поведения » Психологические исследования аутоагрессивного поведения

Рис. 1. Диаграмма сфер выживания

Соматическая сфера выживания представлена физическим телом человека, которое с рождения по мере роста и развития обеспечивает поступательное движение жизни и ощущение физического здоровья. Факт существования физического тела определяет материальные границы личности и различные адаптивные и неадаптивные (невротические - "комплекс физической неполноценности", дисморфофобические и психотические дисморфоманические) феномены отождествления себя с физическим телом. Психическая или психологическая сфера выживания представлена страхом смерти, боязнью умирания (страх атрибутов умирания) и боязнью небытия. Духовная или ценностная сфера выживания. Представляет систему духовных доказательств бессмертия, а также сводов и правил для его достижения. Нарушения в системе бессмертия могут наступать и хронически, когда в результате "несмертельных" видов аутоагрессии человек теряет ощущение ценности своего тела. Шустрова делает особый акцент на отсутствие или потерю страха смерти, которое в дальнейшем вызывает различные аутоагрессивные тенденции [19, с. 19 – 23].

Таким же образом Г.Я. Пилягина рассматривает аутоагрессию в структуре модели дезадаптивного поведения, возникающей как результат фрустрации. Люди, не восприимчивее к изменениям социальной среды и не способные вынести тяготы стресса вживания в новую социальную ситуацию, реагируют одним из следующих способов:

- они могут стать агрессивными вплоть до физического насилия;

- они могут опуститься до инфантильной реакции;

- они могут упрямо держаться привычного образа действий, отказываясь воспринимать предлагаемые им изменения, даже самые разумные;

- они могут "опустить руки", потеряв все признаки инициативности и присутствия духа, т.е., реагировать аутоагрессивно [12, с. 22 – 24].

Л.И. Анцыферова рассматривает аутоагрессию как дезадаптивные психологические защиты (копинг-стратегии), возникающие у личности в трудных или экстремальных жизненных условиях, ввиду неспособности к адекватному переосмыслению, переоценке изменившейся социальной ситуации [2, с. 322 – 324]. Т.Г. Визель предлагает интегративный нейропсихологический и личностно-типологический подход к проблемам аутоагрессии, как фактору социальной дезадаптации. Она полагает, что не только социальная, но и психологическая и психофизиологическая дезадаптация личности зависят от акцентуации характера в сочетании с особенностями деятельности мозговых механизмов [4, с. 227].

На основе анализа внешней обусловленности аутоагрессивного поведения Г.Я. Пилягина считает, что возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

1) фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты;

2) психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные внутриличностным конфликтом;

3) обратная отрицательная связь в виде несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

С вышеописанными компонентами Г.Я. Пилягина представляет иерархическую структуру генеза аутоагрессии (рис. 2).

Рис. 2. Структурно-динамическая иерархия аутоагрессии

Следовательно, ситуационные (социальные) факторы влияют на уровень порога "стрессоустойчивости" человека, так:

- резкое изменение образа жизни (необходимость поиска средств пропитания, увеличение объёма трудовых нагрузок и т. д.) при ощущении отсутствия "обязательной" поддержки социальных институтов;

Страницы: 1 2 3 4


Выводы
Анализируя полученные данные мы пришли к выводу о том, что на такой важный фактор как решение многих студентов выбрать специальность «психология» повлияло не сколько склонность их интересов к этой науке, сколько влияние каких-либо жизненных факторов, проблем и ситуаций. Поскольку уровень заинтересованности студентов непосредственно в п ...

Структура телосложения
Одна из привлекательных сторон теории Шелдона - в ее простоте и обстоятельности. В отличие от многих теорий личности, которые оставляют неограниченное количество "незаполненных чеков", которые могут быть заполнены для создания запутанных поведенческих уравнений, Шелдон определяет ограниченное количество переменных, относящихся ...

Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России XVIII—XIX вв
Гимназическое образование строилось в соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г, данному уставу, прием в гимназию производился сразу по окончанию уездных училищ, без экзаменов и независимо от сословия. Новый Устав 1864 г. для гимназий и прогимназий предусматривал три категории этих учебных заведен ...