RSS Feed

Психологические исследования аутоагрессивного поведения
Страница 3

Психологические материалы » Психология аутоагрессивного поведения » Психологические исследования аутоагрессивного поведения

- синдром утраты с его интенсивной "психологической болью" (при потере значимого лица, значимого социального статуса);

- отсутствие устойчивых нравственных критериев при резком повышении общего уровня агрессивности в популяции;

- существование в условиях постоянной социальной неопределённости, хронического стресса [11, с. 24 – 27].

Всё это по мнению Т.Г. Румянцевой может привести к резкому усилению психофизических нагрузок и, соответственно, к истощению компенсаторных запасов человека (его выраженной астенизации). Результатом такой социальной предиспозиции является формирование состояния дезадаптационной готовности. Наложение на подобное дезадаптационное состояние конкретной психотравмирующей ситуации непосредственно включает механизм формирования защитно-приспособительного поведения, а точнее аутоагрессивного поведения [15, с. 36 – 38].

Все рассмотренные теоретические модели делают свой акцент на внешнее обусловленность аутоагрессии, противоположну позицию в своей теории представляет А.А. Реана. Им сделан акцент на внутреннюю структуру аутоагрессии, так по его мнению, аутоагрессия – это сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

1) характерологический субблок – здесь уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью;

2) смооценочный субблок – представлен в связи аутоагрессии и самооценки, чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности;

3) интерактивный субблок – представлен в связи аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно с застенчивостью;

4) социально-перцептивный субблок – здесь наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других, напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых "других" [14, с. 4 – 12].

В исследованиях Р.М. Масагутова изучались гендерные различия в распространенности, возрастной динамике, факторах риска, условиях появления и характере аутоагрессивных действий. Факторы, ассоциированные с суицидальными попытками у подростков обоего пола, имели больше сходств, чем различий. Суицидальное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Суицидальные попытки девочек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере [7, с. 8 – 11].

Благодаря анализу данных всех исследований посвященных аутоагрессивному поведению Г.Я. Пилягина, выделяет следующие его типологические формы и определённые патогенетические особенности их формирования. Рассмотрим их подробнее.

1) Суицидальное поведение:

ü патобиологическая основа: "включение" программы индивидуального самоуничтожения;

ü чаще всего формируется на переходе со стадии резистентности к стадии истощения адаптационного синдрома;

ü в виде ответ-реакции наблюдаются смертельные формы поведения (самоубийство, жизнеопасные способы осуществления суицидальных попыток), "туннелизированный" характер мышления, направленный "на подведение жизненных итогов", что будет проявляться в виде резко повышенной когнитивной активности со специфической "стеничной" аффектацией к реализации аутоагрессивного поведения;

Страницы: 1 2 3 4


Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
У ребенка с высоким уровнем тревожности укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру. Иногда нужно п ...

Психологические «пространства» профессионального самоопределения личности
Не всегда люди способны осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека. Например, М. Фельдкрайзер пишет об обществе как о «поле, в котором он (человек) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах ...

Развитие психики ребенка
Прежде чем непосредственно перейти к понятию деятельностный подход к анализу психического развития ребенка, следует рассмотреть, что же такое психическое развитие. Постараемся, прежде всего, представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии. Первое и самое общее положен ...