RSS Feed

Психологические исследования аутоагрессивного поведения
Страница 3

Психологические материалы » Психология аутоагрессивного поведения » Психологические исследования аутоагрессивного поведения

- синдром утраты с его интенсивной "психологической болью" (при потере значимого лица, значимого социального статуса);

- отсутствие устойчивых нравственных критериев при резком повышении общего уровня агрессивности в популяции;

- существование в условиях постоянной социальной неопределённости, хронического стресса [11, с. 24 – 27].

Всё это по мнению Т.Г. Румянцевой может привести к резкому усилению психофизических нагрузок и, соответственно, к истощению компенсаторных запасов человека (его выраженной астенизации). Результатом такой социальной предиспозиции является формирование состояния дезадаптационной готовности. Наложение на подобное дезадаптационное состояние конкретной психотравмирующей ситуации непосредственно включает механизм формирования защитно-приспособительного поведения, а точнее аутоагрессивного поведения [15, с. 36 – 38].

Все рассмотренные теоретические модели делают свой акцент на внешнее обусловленность аутоагрессии, противоположну позицию в своей теории представляет А.А. Реана. Им сделан акцент на внутреннюю структуру аутоагрессии, так по его мнению, аутоагрессия – это сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

1) характерологический субблок – здесь уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью;

2) смооценочный субблок – представлен в связи аутоагрессии и самооценки, чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности;

3) интерактивный субблок – представлен в связи аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно с застенчивостью;

4) социально-перцептивный субблок – здесь наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других, напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых "других" [14, с. 4 – 12].

В исследованиях Р.М. Масагутова изучались гендерные различия в распространенности, возрастной динамике, факторах риска, условиях появления и характере аутоагрессивных действий. Факторы, ассоциированные с суицидальными попытками у подростков обоего пола, имели больше сходств, чем различий. Суицидальное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Суицидальные попытки девочек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере [7, с. 8 – 11].

Благодаря анализу данных всех исследований посвященных аутоагрессивному поведению Г.Я. Пилягина, выделяет следующие его типологические формы и определённые патогенетические особенности их формирования. Рассмотрим их подробнее.

1) Суицидальное поведение:

ü патобиологическая основа: "включение" программы индивидуального самоуничтожения;

ü чаще всего формируется на переходе со стадии резистентности к стадии истощения адаптационного синдрома;

ü в виде ответ-реакции наблюдаются смертельные формы поведения (самоубийство, жизнеопасные способы осуществления суицидальных попыток), "туннелизированный" характер мышления, направленный "на подведение жизненных итогов", что будет проявляться в виде резко повышенной когнитивной активности со специфической "стеничной" аффектацией к реализации аутоагрессивного поведения;

Страницы: 1 2 3 4


Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, полезные для жизни животного результаты. Нет системы там, где не получается никаких полезных результат ...

Братья и сестры
Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к старшим сиблингам и бывают очень расстроены, когда их с ними разлучают даже на ночь. Нередко старшие дети являются для мл ...

Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период. Стадия ранней зрелости охватывает период с ...