RSS Feed

Психологические исследования аутоагрессивного поведения
Страница 4

Психологические материалы » Психология аутоагрессивного поведения » Психологические исследования аутоагрессивного поведения

ü чаще встречается при непсихотических психических расстройствах (на фоне декомпенсации шизоидного, параноидного и ананкастного расстройства личности, эмоционально-поведенческие расстройства на фоне тяжёлых соматических заболеваний и др.);

ü может формироваться при дистимии и депрессивной фазе циклотимии, а также при психотических расстройствах в стадии разрешения психоза, ремиссии или интермиссии;

ü личностная патопсихологическая мотивация направлена на достижение добровольной смерти вследствие "отрицательного жизненного баланса";

ü проявления антисуицидального барьера вытеснены (смерть более привлекательна, чем жизнь);

ü собственно аутоагрессивное тповедение выражается в виде тщательного планирования и подготовки аутоагрессивных действий и выбора заведомо летальных способов их осуществления.

2) Парасуицидальное поведение:

ü программа на индивидуализированное самоуничтожение "не включается";

ü патобиологическая основа – пониженная стрессоустойчивость организма;

ü чаще встречается при всех непсихотических психических нарушениях (преимущественно декомпенсации личностных расстройств и т. д.), расстройствах адаптации, может формироваться при психотических расстройствах (включая аффективные) в стадии ремиссии, интермиссии на фоне дополнительных психотравмирующих ситуаций;

ü личностная патопсихологическая мотивация связана с желанием изменения актуальной ситуации, а не достижением добровольной смерти на фоне выраженной ситуации актуальных потребностей;

ü возможна фиксация на "несправедливости" несбывшихся ожиданий; децентрации субъективного времени связаны со страхом перед неизвестным будущим (попытка таким образом "отодвинуть" его наступление), гиперболизация прошлого при ощущении "несправедливости" настоящего;

ü характерны импульсивные аутоагрессивные действия, выбор преимущественно нежизнеопасных способов их реализации. Это наиболее часто осуществляется преимущественно в виде суицидальных попыток. Наибольшей опасностью при её реализации является закрепление аутоагрессивных паттернов.

3) Псевдосуицидальное поведение:

ü к нему относятся демонстративно-шантажные формы аутоагрессивного поведения;

ü отсутствие программы на самоуничтожение;

ü чаще всего наблюдается при истерическом (возможно, зависимом) расстройстве личности или при расстройствах адаптации у личности с выраженным истерическим радикалом;

ü личностная патопсихологическая мотивация направлена исключительно на желаемое изменение актуальной ситуации;

ü характерны инфантильные психологические установки;

ü децентрации субъективного времени могут не наблюдаться, однако возможны варианты, когда будущее планируется исключительно в соответствии с "собственным сценарием".

4) Асуицидальная форма аутоагрессивного поведения:

ü встречается исключительно при психотических расстройствах под воздействием болезненных переживаний (бред, галлюцинации): при шизофрении и шизотипических расстройствах, а также при органических и аффективных психозах;

ü личностная патопсихологическая мотивация обусловлена содержанием психотических болезненных переживаний, а направленность на собственную смерть чаще не осознается и не является проявлением собственного волеизъявления;

ü характерна импульсивная реализация аутоагрессивных действий с выбором жестоких (часто изощрённых) жизнеопасных способов их осуществления;

ü вероятность летального исхода очень высока;

ü смерть в таких случаях квалифицируется как несчастный случай [12, с. 24].

Таким образом, теоретические исследования аутоагрессивного поведения опираются на то, что аутоагрессия никогда не совершается бесцельно, ее совершение всегда видится субъектом как выход из создавшегося кризисного положения, как способ разрешения жизненной проблемы, обязательства, затруднения или невыносимой ситуации. Чтобы понять и предупредить аутоагрессиию, целесообразно узнать, на основании каких субъективных систем значений индивид пришел к выбору данного способа поведения. После анализа субъективных систем значений как операциональных аналогов сознания аутоагрессора можно ставить практическую задачу на достижение долговременного результата предупреждения аутоагрессии или ее редукции к социально приемлемым формам через пересмотр и трансформацию тех систем субъективного опыта индивида, которые связаны в его актуальной системе значений с аутоагрессией.

Страницы: 1 2 3 4 


Основные х-ки усвоения знаний.
Усвоение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от времени, различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зави­сит от системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значим ...

Введение.
В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности психолога в России. Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности. Прошло время безоглядного импорта психол ...

Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа. Проблема педагогического мастерства
В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа. Однако передовая ...