RSS Feed

Основные отличительные черты мотивационно-потребностной сферы супругов
Страница 3

Психологические материалы » Мотивационно-потребностная сфера супругов » Основные отличительные черты мотивационно-потребностной сферы супругов

Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [14],[15]. Им удалось выявить следующие мотивы:

· бегство от родителей,

· долженствование (вступление в брак из чувства долга),

· одиночество,

· следование традициям (инициативе родителей),

· любовь,

· престиж,

· поиск материальных благ,

· месть.

На взгляд Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала [43].

Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей.

Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя:

1. психофизиологическую совместимость;

2. личностную совместимость, в том числе:

· когнитивную - осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом,

· эмоциональную - переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека,

· поведенческую - внешнее выражение представлений и переживаний;

3. совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

· эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

· сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

· сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

· сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

· общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов [31, с. 44].

Рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным, кроме того, от внешней и внутренне организованной мотивации. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся, и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями [43, с. 47].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теори ...

Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже
Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения, оговорки, обмолвки, симптомы болезней (преимущественно неврозов). Сновидения рассматриваются как разновидность непроизвольного ...

Мужской образ в рекламе
В настоящее время, менталитет мужчин в большинстве таков, что они не готовы ассоциировать себя с женственным мужским образом. Поэтому, особенно в товарах массового потребления: дезодоранты, пены и лосьоны для бритья, используется общепринятый образ «настоящего» мужчины – защитник, сильный и мужественный. Если же пытаться найти зависимо ...