RSS Feed

Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик
Страница 1

Психологические материалы » Язык, речь, общение » Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик

Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и является наиболее частым по использованию, до 45% общего времени. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, формой предоставления речевой информации, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких свойств, как внимание и память. Экспериментально было подсчитано [12, с. 184], что до 70-80 % информации может быть потеряно, если эти глобальные зависимости не будут учтены при организации приёма речевой информации.

Существует ряд показателей, которые улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации. Это – хороший слух, интерес к проблеме обсуждения, хорошее знание языковых особенностей, отсутствие внешних помех, правильная организация речи со стороны говорящего (оптимальный темп, чёткая артикуляция, логика, выразительность), достаточно устойчивое внимание, хороший объём оперативной памяти, свойства нервной системы по силе, личностные особенности типа интровертированности и др.

С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используется метод «Построения профиля слушателя». Для проведения исследования, основанного на этом методе испытуемые отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов аудирования, таких как внимание аудитора, нетерпеливость, свойства памяти, эмоциональная устойчивость и умение отделять личные пристрастия от объективных данных и др. В процессе исследования испытуемым предлагаются следующие вопросы:

1. Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?

2. Не делаю ли я вид, что я слушаю?

3. Не слушаю ли я просто из вежливости?

4. Не мечтаю ли я, когда собеседник говори медленно?

5. Слушаю ли я, если слушать мне надоело?

6. Часто ли я перебиваю собеседника?

7. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

8. Не делаю ли я поспешных выводов?

9. Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?

10. Занимаю ли я негативную позицию по отношению к говорящему?

Так, первые 5 вопросов оцениваю одно из главных качеств аудирования – внимание. Если испытуемый показывает пониженные результаты, то можно предположить, что именно в свойствах внимания нужно искать причины недостаточно успешного аудирования. Вопросы с 6 по 8-й связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить своё Я. Девятый вопрос оценивает свойства памяти аудитора. Вопрос 10 соотносится с эмоциональной устойчивостью аудитора, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных.

Темпо-ритмичес­кие особенности речи относятся к числу достаточно сильных психодиагностических показателей. Есть мнение о том, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, эмоциональностью и активностью говорящего. С такой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой личности человека.

Однако существует множество замечаний о связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомлённости в тех или иных вопросах, знанием языковой структуры, возрастом, эмоциональным состоянием.

Скорость речи определяется по показателям количества речевых сегментов в единицу времени. Чаще всего в качестве наиболее стабильного сегмента выбираются слоги, а за единицу времени – минуты. В психологии определены следующие показатели темпа речи [12, с. 191]:

- 120 слогов в минуту (4-5 звуков в секунду) – медленный темп;

- 250 слогов с минуту (7-8 звуков в секунду) – средний темп;

- 350 слогов в минуту (9-10 звуков в секунду) – быстрый темп;

- 400 слогов в минуту (10 и более звуков в секунду) – очень быстрый темп.

Темп речи, помимо продолжительности звучания слов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками. Могут быть и молчаливые паузы, которые могут свидетельствовать о проблемах говорящего.

Для измерения скоростных параметров речи необходимо оборудование для регистрации времени чистого говорения, времени пауз и количества пауз, превышающих длительность лингвистических. Для испытуемых предлагаются следующие задания:

Страницы: 1 2


Страх и беспокойство
Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так ж ...

Волевое действие
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема. Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов: ...

Методы выявления акцентуаций
Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включа ...