RSS Feed

Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик
Страница 1

Психологические материалы » Язык, речь, общение » Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик

Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и является наиболее частым по использованию, до 45% общего времени. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, формой предоставления речевой информации, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких свойств, как внимание и память. Экспериментально было подсчитано [12, с. 184], что до 70-80 % информации может быть потеряно, если эти глобальные зависимости не будут учтены при организации приёма речевой информации.

Существует ряд показателей, которые улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации. Это – хороший слух, интерес к проблеме обсуждения, хорошее знание языковых особенностей, отсутствие внешних помех, правильная организация речи со стороны говорящего (оптимальный темп, чёткая артикуляция, логика, выразительность), достаточно устойчивое внимание, хороший объём оперативной памяти, свойства нервной системы по силе, личностные особенности типа интровертированности и др.

С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используется метод «Построения профиля слушателя». Для проведения исследования, основанного на этом методе испытуемые отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов аудирования, таких как внимание аудитора, нетерпеливость, свойства памяти, эмоциональная устойчивость и умение отделять личные пристрастия от объективных данных и др. В процессе исследования испытуемым предлагаются следующие вопросы:

1. Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?

2. Не делаю ли я вид, что я слушаю?

3. Не слушаю ли я просто из вежливости?

4. Не мечтаю ли я, когда собеседник говори медленно?

5. Слушаю ли я, если слушать мне надоело?

6. Часто ли я перебиваю собеседника?

7. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

8. Не делаю ли я поспешных выводов?

9. Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?

10. Занимаю ли я негативную позицию по отношению к говорящему?

Так, первые 5 вопросов оцениваю одно из главных качеств аудирования – внимание. Если испытуемый показывает пониженные результаты, то можно предположить, что именно в свойствах внимания нужно искать причины недостаточно успешного аудирования. Вопросы с 6 по 8-й связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить своё Я. Девятый вопрос оценивает свойства памяти аудитора. Вопрос 10 соотносится с эмоциональной устойчивостью аудитора, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных.

Темпо-ритмичес­кие особенности речи относятся к числу достаточно сильных психодиагностических показателей. Есть мнение о том, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, эмоциональностью и активностью говорящего. С такой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой личности человека.

Однако существует множество замечаний о связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомлённости в тех или иных вопросах, знанием языковой структуры, возрастом, эмоциональным состоянием.

Скорость речи определяется по показателям количества речевых сегментов в единицу времени. Чаще всего в качестве наиболее стабильного сегмента выбираются слоги, а за единицу времени – минуты. В психологии определены следующие показатели темпа речи [12, с. 191]:

- 120 слогов в минуту (4-5 звуков в секунду) – медленный темп;

- 250 слогов с минуту (7-8 звуков в секунду) – средний темп;

- 350 слогов в минуту (9-10 звуков в секунду) – быстрый темп;

- 400 слогов в минуту (10 и более звуков в секунду) – очень быстрый темп.

Темп речи, помимо продолжительности звучания слов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками. Могут быть и молчаливые паузы, которые могут свидетельствовать о проблемах говорящего.

Для измерения скоростных параметров речи необходимо оборудование для регистрации времени чистого говорения, времени пауз и количества пауз, превышающих длительность лингвистических. Для испытуемых предлагаются следующие задания:

Страницы: 1 2


Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве
Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения. Любой руководитель (отдела, службы, фирмы) повседневно выполняет функцию управления. Каждый человек способен принимать и перерабатывать ...

Структура пед. психологии как науки.
Структура пед. п. определяется предметом ее исследования и включает в себя следующие. разделы. пед. процесс: 1)психология обу­чения- это процесс развития способностей и в этом разделе рас­сматриваются вопросы как псих, урока, псих основы обуч; интел­лект, развитие; уч. д.; содержание обр. и др. 2)п. воспитания- это процесс воздействия ...

Программа по урегулированию конфликтов государственных и муниципальных служащих
Необходимо принятие норм применения методов регулирования конфликта. Законодательство о конфликте должно учитывать степень развитости гражданского общества, основные принципы и особенности организации государственной службы (в частности, систему мотивации, оплаты труда, степень распространенности бюрократизма), особенности государственн ...