RSS Feed

Концепция обучения и развития Выготского

Проблема соотношения развития и обучения. Понятие зоны ближайшего развития. Вопрос о соотношении обучения и разви­тия является одним из центральных. В зависимости оттого, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них ее поддерживают психологи женевского направления: Пиаже, С. Ипельдер и др. ограничи­вает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и позна­ние их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно Психологи другого направления, и в первую очередь советские ученые, придают обучению веду­щее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотруд­ничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способах использования их. обу­чают ребенка. Обучение - это специально организованное овла­дении ребенком социальным опытом, накопленным человечест­вом: знаниями о предметах и способах их употребления, систе­мой научных понятий и способов действия, нравственных пра­вил, отношениями между людьми и т. д. Большой вклад в раз­работку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л. С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения н воспита­ния в развитии личности, считавший их решающей силой разви­тия. Принципиально важным явились положение Л. С. Выгот­ского о том, что обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой». Интересной и значимой дня практики управления развитием яви тсь идея Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функ­ций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне бли­жайшего развития. Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть рас­крыты и использованы для его развития при минимальной помо­щи или подсказке со стороны окружающих людей. Выдвинув это положение. Л. С. Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непо­сильных требований, не соответствующих уровню его актуально­го развития и ближайшим возможностям. Но в то же время, зная то, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров показа, а завтра -самостоятельно, учитель может целенаправленно совершенство­вать развитие детей в соответствии с требованиями общества. Это положение Л. С. Выготского нашло широкое отражение в психолого- педагогической науке. Соль обучения в умственном развитии раскрыта во многих исследованиях советских ученых В. В. Давыдова П. Я. Гальперца, И. А. Менчииская.А. А, Люб­линская, Д. Б. Эльконик Исходя из требований общества о необходимости повышения умственного развития и связанной с этим перестройки всех остальных познавательных процес­сов, ученые выдвинули проблему повышения теоретического уровня обучения, ориентировку его па зону ближайшего развитая школьников. Это дало положительные результаты при обуче­нии уч-ся по ныне действующей программе начальных классов


Оральный тип
У людей этого типа энергия есть везде, но она равномерна рыхла. Это тип человека, не склонного к борьбе за существование. Этот тип вечно просящего, вечно ожидающего человека. У такого человека мало внутренней плотности энергии, тело его выглядит как рыхлое, везде равномерный налет рыхлого жира, легкая рыхлость в движениях, постоянно про ...

Основные научные достижения Ж. Пиаже
Ж.Пиаже окончил Невшательский университет (1915). С 1921 г. профессор Института Ж.-Ж.Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозанского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.-Ж.Руссо (с 1929), Психологической лаборатории в Женеве (с 1940), Центра генетической эпистемологии в Женеве (с 1955). Деятельность Ж. Пиаже как психоло ...

Выводы
Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов – на этапе усвоение, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования различных типов памяти и различных её процессов используются различные методики. Так, для исследования непроизвольного запоминания и условий ...