RSS Feed

Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.
Страница 2

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и пекут в виду, что. выбирая те или иные средства педаго­гического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Стили педагогического общения, характерные для данного учите­ля (по А. К. Марковой):

1) демократический стиль - ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоя­тельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества ученика. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 2) авторитарный стиль

- ученик рассматривается как объект педагогического воз­действия, а не равноправный партнер. Учитель единолично при­нимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнени­ем предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои дейст­вия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют актив­ность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учени­ков направлены на психологическую самозащиту, 3) либераль­ный стиль

- учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам 24 Структура педагогической деятельности

Н. В. Кузьмина

выделила в структуре педагогической деятельно­сти три взаимосвязанных компонента:

конструктивный, организа­торский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходи­мы соответствующие способности, проявляющиеся в умени­ях.Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процес­са), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектиро­вание учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совмест­ной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педаго­гического процесса, представив организаторский компонент педа­гогической деятельности как единство информационной, разви­вающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация

исследовательской функции требует от учителя научно! о подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа соб­ственного опыта и опыта других учителей. Конструктивный ком­понент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специ­альности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

Более детализированная дифференциация стилей предло­жена В.Л. Кан-Каликом. К

этим стилям относят: увлеченность педагога совместной творческой деятельностью с учащимися, стиль дружеского расположения, стиль - дистанция, стиль устра­шение и заигрывание. В. А. Кан-Калик рассматривает восемь моделей поведения (деятельности) учителя, в каждом из которых доминирует один из приведенных стилей. Для успешного протекания педагогического общения учитель должен обладать определенными иедагогическиш! умениями, которые можно разделить на две большие группы I) приемы постановки коммуникативных задач: • создание условий психологической безопасности в общении. • реализация внутренних резервов партнера по общению: 2) приемы, способствующие достижению высоких уровней общения:

• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика. • умение интерпретировать и «читать» его внутренне состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты) • умение встать на точку зрения ученика («де-центрация» учителя).* умение создать обстановку доверитель­ности, и т.д. Педагогический такт

Страницы: 1 2 3


Переходим к анализу и обсуждению полученных результатов
Мы проанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам, суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результаты по таблице№6. 1)Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества , мы подразделили наших испытуемых на 3 группы. А) Ирана и Таня У данных испыт ...

Заключение по данным психологического исследования.
Оно пишется по определенной схеме и должно содержать ответ на поставленный клиникой вопрос. Те или иные особенности или нарушения психики должны подтверждаться фактами, полученными в эксперименте, или базироваться на примерах суждений и действий больного, свидетельствующих о патологии. В конце заключения суммируются наиболее важные данн ...

Распознавание эмоций вокальной речи и оценка свойств говорящего
Аудирование связано не только с распознаванием информации и адекватным выполнением словесных инструкций. Значительная доля в общем процессе аудирования принадлежит распознаванию эмоциональных оттенков речи, и зачастую именно такие голосовые и паралингвистические явления, как например, темп речи, сила и тембр голоса, интонация могут пере ...