RSS Feed

Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.
Страница 1

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.

Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и вос­питают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля пе­дагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реак­ций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогиче­ского общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощ­рений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и пекут в виду, что. выбирая те или иные средства педаго­гического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Стили педагогического общения, характерные для данного учите­ля (по А. К. Марковой):

1) демократический стиль - ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоя­тельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества ученика. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 2) авторитарный стиль

- ученик рассматривается как объект педагогического воз­действия, а не равноправный партнер. Учитель единолично при­нимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнени­ем предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои дейст­вия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют актив­ность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учени­ков направлены на психологическую самозащиту, 3) либераль­ный стиль

- учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам 24 Структура педагогической деятельности

Н. В. Кузьмина

выделила в структуре педагогической деятельно­сти три взаимосвязанных компонента:

конструктивный, организа­торский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходи­мы соответствующие способности, проявляющиеся в умени­ях.Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процес­са), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектиро­вание учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совмест­ной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педаго­гического процесса, представив организаторский компонент педа­гогической деятельности как единство информационной, разви­вающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация

исследовательской функции требует от учителя научно! о подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа соб­ственного опыта и опыта других учителей. Конструктивный ком­понент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специ­альности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

22

. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и вос­питают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля пе­дагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реак­ций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогиче­ского общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощ­рений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Страницы: 1 2 3


Понятие модели. Типы моделей.
Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Все модели можно разделить на два типа: материальные модели и идеальные (мысленные, воображаемые) модели. ...

Модель Дж. Гилфорда
Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей. Многомерная структурная модель Гилфорда основана на трех критериях, описывающих различные стороны интеллектуальной деятельности: ...

Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)
Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К ...