Понятие индивидуального стиля
деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.Страница 1
Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.
Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реакций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогического общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и пекут в виду, что. выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Стили педагогического общения, характерные для данного учителя (по А. К. Марковой):
1) демократический стиль - ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества ученика. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 2) авторитарный стиль
- ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, 3) либеральный стиль
- учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам 24 Структура педагогической деятельности
Н. В. Кузьмина
выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:
конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация
исследовательской функции требует от учителя научно! о подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей. Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
22
. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.
Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реакций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогического общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Бессознательное
В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действ ...
Учения о типах темперамента. Учение И.П. Павлова о темпераменте
На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное п ...
Влияние семьи на развитие ребенка. Понятие «семья» в
психологии. Семья как система
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социа ...