RSS Feed

Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.
Страница 1

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Понятие индивидуального стиля деятельности. Классификация стилей пед.деятельности по Марковой, Никоновой.

Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и вос­питают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля пе­дагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реак­ций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогиче­ского общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощ­рений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей. Самая свежая информация толщиномер купить у нас.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и пекут в виду, что. выбирая те или иные средства педаго­гического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Стили педагогического общения, характерные для данного учите­ля (по А. К. Марковой):

1) демократический стиль - ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоя­тельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества ученика. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 2) авторитарный стиль

- ученик рассматривается как объект педагогического воз­действия, а не равноправный партнер. Учитель единолично при­нимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнени­ем предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои дейст­вия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют актив­ность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учени­ков направлены на психологическую самозащиту, 3) либераль­ный стиль

- учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам 24 Структура педагогической деятельности

Н. В. Кузьмина

выделила в структуре педагогической деятельно­сти три взаимосвязанных компонента:

конструктивный, организа­торский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходи­мы соответствующие способности, проявляющиеся в умени­ях.Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процес­са), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектиро­вание учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совмест­ной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педаго­гического процесса, представив организаторский компонент педа­гогической деятельности как единство информационной, разви­вающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация

исследовательской функции требует от учителя научно! о подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа соб­ственного опыта и опыта других учителей. Конструктивный ком­понент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специ­альности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

22

. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они обучат и вос­питают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля пе­дагогической деятельности. Он проявляется; - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); - в характере реак­ций на те или иные педагогические ситуации, - в выборе методов обучения; - в подборе средств воспитания, - в стиле педагогиче­ского общения; - в реагировании на действия н поступки детей, -в манере поведения: - в предпочтении тех или иных видов поощ­рений и наказаний;- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Страницы: 1 2 3


Контрольный эксперимент
Далее нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого было исследовать уровень развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на конечном этапе экспериментальной работы. Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, были занесены в таблицы 7, 8. Таблица 7.Результаты диагностики зрительно ...

Методические рекомендации по разработке программы самосовершенствования личностных качеств студентов
Опыт и практика студентов, добившихся выдающихся результатов в самосовершенствовании, свидетельствует о том, что изменения в человеке происходят в том случае, если он работает одновременно в трех направлениях: во-первых, создает новые условия, задействует новые факторы, способствующие личностному совершенствованию; во-вторых, устраняет ...

Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Особенности развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...