RSS Feed

Теории эмоций
Страница 8

Эмоциональные проявления складываются из спонтанных реакций и произвольных мимических реакций, образующих своеобразный язык эмоций. Лицевой нерв получает импульсы по двум различным путям. Один путь идет непосредственно от коры головного мозга, через него осуществляется сознательная регуляция мимических реакций, другой проходит через таламус и базальные ядра, которые представляют собой центры спонтанных эмоциональных реакций.

Структура иннервации лица наводит на мысль, что в основе всякого выразительного движения лежит спонтанная реакция, видоизменяемая под влиянием усвоенных в результате социального опыта произвольных мимических реакций.

Томпсон, применяя кинематографическую съемку, подтвердил идентичность спонтанных выразительных движений у слепых и зрячих: улыбка, смех, слезы – отметив, однако, несколько большую интенсивность реакций у слепых. Однако с возрастом мимика зрячих становилась более выразительной и генерализованной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствовалась, но даже регрессировала. Эти результаты свидетельствуют о двойной регуляции мимики, а также о том, что выразительные движения развиваются путем социального подражания.

Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие. Западные цивилизации мирятся со слезами женщин, мальчикам же внушается, что мужчине не подобает плакать. Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племени маори плакали так же часто, как и женщины. Некоторые проявления радости и гнева зависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавить неодобряемые проявления эмоций.

Общество создает настоящий язык мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения и делающий их более многообразными. Язык мимики может быть универсальным или, напротив, весьма специфичным, и тогда его интерпретация возможна лишь при знании данной этнической или социальной группы. Например, на Западе плевок свидетельствует о презрении, а в арабских странах он означает благословение. Даже в разных семьях способы выражения эмоций могут быть различными и часто непонятными непосвященному. Чтобы понять поведение народа, нужно знать не только его разговорный язык, но так же и язык его тела.

По выразительным движениям и особенно по выражению лица человека мы судим о характере испытываемых им эмоций.

Дунлап разрезал пополам (по горизонтали) две фотографии лица одного и того же испытуемого, полученные в лабораторных ситуациях, вызывающих смех, удивление, страдание и т.п., и склеивал верхнюю и нижнюю половины, соответствующие разным ситуациям. Составленные таким образом фотографии предъявлялись судьям для идентификации; оказалось, что выражение эмоций определяет главным образом рот. Если рот выражает удивление, отвращение, страдание или радость, то кажется, что и все лицо принимает соответствующее выражение. В любом проявлении эмоции имеется элемент неопределенности, исключающий возможность ее однозначной интерпретации. Выражение лица всегда несколько двусмысленно, и поэтому естественно, что любые дополнительные признаки облегчают идентификацию эмоций. Одним из таких признаков может быть знание ситуации.

Дополнительными признаками, облегчающими идентификацию эмоций, могут служить также поза и особенно движения рук и звуковые выражения эмоций. Роль рук в эмоциональных реакциях особенно велика. По движениям рук эмоция распознается так же хорошо, как и по выражению лица. Аналогичные результаты получены и при идентификации эмоций по голосу. Идентификация эмоций является результатом анализа всех воспринимаемых признаков, и это подтверждается фактором улучшения идентификации эмоций вследствие научения.

Эмоция сопровождается столь сильным осознаваемым аффективным переживанием, что на первый взгляд именно оно может показаться сущностью эмоции. Сейчас уже отошли в прошлое споры о том, являются ли эти осознаваемые реакции причиной или следствием органических реакций. В результате анализа удалось обнаружить преобладание следующих компонентов:

а) описание обстоятельств возникновения эмоций;

б) восприятие органических реакций: сердцебиение, ощущение усталости и легкости, сухость в горле, потливость и т.п.;

в) осознание нарушений психической деятельности: неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти, невозможность найти убедительные аргументы в споре и т.п.;

г) чувства: страдание, радость, стыд, презрение и т.п.

Легко заметить, что, по сравнению с характеристикой эмоциогенных ситуаций и возникающих при этом органических и психических нарушений, чувствам и аффективным переживаниям вообще в этих рассказах отводится весьма незначительное место. По-видимому, эмоция характеризуется для субъекта установлением связи между ситуацией и вызываемыми ею нарушениями.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Анализ результатов
Во-первых, мы проверили репрезентативность выборки с помощью построения столбчатой диаграммы. На примере 1 мы видим, что выборка распределяется так: в девятом классе больше респондентов не определились с выбором профессии, в десятом: респонденты распределились примерно в равной пропорции, в одиннадцатом большинство относится к тем респо ...

Измерение объёма кратковременной памяти
Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики. «Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифро ...

Самосознание личности
Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначе сочетается ...