RSS Feed

Теории эмоций
Страница 7

Источником некоторых эмоций, в том числе радости, может быть легкое щекотание. Возникающее состояние проприоцептивного возбуждения выражается в безудержном смехе, который может перейти в рыдания, если это возбуждение является чрезмерным и спазматические реакции разрядки становятся болезненными.

Такой тип эмоций лежит в основе большинства игр детей (а иногда и взрослых). Принцип их состоит в том, чтобы создать умеренно напряженную ситуацию, порождающую, как правило, чувство легкого страха. Когда он снимается, это вызывает приятную эмоциональную разрядку. В таких играх дети пугают себя, чтобы посмеяться затем над своим страхом. Смех возникает из-за несоответствия действительного хода событий тому, что обычно ожидают. Это высказывание можно интерпретировать, согласно нашей схеме, следующим образом: реакция на что-то необычное, не вызывающее страха и не влекущее за собой активных действий, выражается в смехе. Разве не то же самое утверждал Фрейд, рассматривая смех как механизм защиты? Возбуждение субъекта находит свое выражение в смехе раньше, чем оно станет мучительным.

Итак, эмоции вызывают в организме множество характерных реакций. Например, под влиянием страха или быстрой ходьбы ускоряется деятельность сердца, а при боязни или счете в уме нарушается нормальный ритм дыхания. Основываясь только на показателях активации, невозможно обнаружить собственно эмоцию, поскольку она определяется лишь отношением к ситуации.

Возбуждение симпатической системы ускоряет деятельность сердца, вызывает расширение зрачка, сосудов кожи и сужение сосудов внутренних органов, секрецию потовых желез и надпочечников, торможение слюноотделения, оргазм и т.п. Возбуждение парасимпатической системы замедляет деятельность сердца, вызывает сужение сосудов кожи и расширение сосудов внутренних органов, слюноотделение, секрецию инсулина, эрекцию половых органов и т.п.

Наше равновесие, «мудрость нашего тела» зависит от равновесия этих двух систем. Очевидно, при эмоциях это равновесие нарушается. Вегетативные нарушения при эмоциях характеризуются возбуждением симпатической системы, следствием которого является увеличение содержания адреналина в крови, выделяемого корой надпочечников, что, в свою очередь, усиливает возбуждение симпатической системы. Действие симпатической системы еще более усиливается, если парасимпатическая система не оказывает тормозящего влияния на секрецию адреналина. Мышечное напряжение и двигательное возбуждение. Когда мы говорим, что человек, только что переживший состояние эмоционального шока, «окаменел», мы хотим тем самым подчеркнуть, что его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование неиспользованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия.

При чрезмерной активности наблюдается тем большее увеличение мышечного напряжения, чем сильнее стремление субъекта подавить вызываемые стимуляцией движения; это напряжение еще более усиливается под влиянием социальных и моральных запретов. Напряжен юноша, не решающийся обнять нравящуюся ему девушку; напряжен ребенок, не желающий подчиниться какому-то требованию; напряжен человек, испытывающий страх и не осмеливающийся убежать. Дети, воспитывавшиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с детьми, которым предоставлялась известная свобода.

Лица, страдающие от различных конфликтов, и даже с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Психоаналитики заметили, что наибольшее напряжение и скованность наблюдаются у их пациентов в момент припоминания ими конфликтных ситуаций.

Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности. Аутогенная тренировка Шульца заключается в том, чтобы научиться расслабляться, в результате чего уменьшаются раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Чаще всего эмоция осознается самим субъектом как проявление каких-то нарушений в его организме; другие же судят о ней по внешним проявлениям этих нарушений, среди которых особую роль играет мимика.

Изучая проявления эмоций, Дарвин нашел доказательства «утилитарной» роли эмоций. Поза разъяренной собаки устрашающе действует на ее противника. Широко раскрытые глаза при испуге позволяют лучше различить опасность, и это выражение лица стало передаваться по наследству. Существует механистическая концепция эмоций, согласно которой выражение наших эмоций зависит от строения лицевых мышц и особенностей их иннервации. Все проявления наших эмоций зависят от лицевого нерва и двух его ответвлений: височно-лицевого и шейно-лицевого. Возбуждение этого нерва и определяет многообразие выражений человеческого лица, состоящего из большого числа мускулов, сокращающихся уже при самых минимальных энергетических затратах.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Воображение в научном познании мира. Воображение как средство научного открытия
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия. ...

Системный подход и теория функциональных систем
Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системности изменялось на последовательных этапах развития науки; неодинаково оно и для разных вариантов систе ...

Страх успеха
Тревожность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обреченности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощущение порождает он сам. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выживания, и человек продолжает свою тщетную борьбу. На определенном уровне сознания он знает, что не может быть успешным, ...