RSS Feed

Методики психодиагностики
Страница 1

Термином "методология" современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности); специальная методология (совокупность методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний); совокупность конкретных методов и методологических приемов.

Социально-психологическое исследования, пользуются как общей, так и специальной методологией, должно придерживаться таких принципов - общих выходных положений, которые обуславливают взаимосвязь исследователя с социально-психологическими реалиями мира:

- принцип историзма. Обеспечивает изучение социально психологической реальности с точки зрения ее возникновения, этапов и механизмов развития, становления и формирования, современного и будущего положений;

-принцип объективности. Обозначает изучение объективных закономерностей развития социально-психологических их явлений в совокупности фактов и событий - противоречащих, многогранных, позитивных, негативных, типичных, нетипичных; обеспечивает взаимосвязь объективного и субъективного;

- принцип системности. Предусматривает отделения определенной системы собственности, которая обеспечивает элементы системы в одно целое, систему связей, структуру, учитывая при этом связи и отношения с окружающими. Употребление этого принципа предусматривает такой подход к социально-психологическим проявлениям личности, сферы общения и групповых процессов, за которого отдельные элементы предмета познания и изучения рассматривается как такие, что взаимодействуют, взаимообуславливаются, взаимосвязанные, то есть являются элементами одного целого;

-принцип развития. Настраивает на достижения социально-психологических явлений в их положении и формировании. Его употребление имеет определенное значение во время прогнозирования механизмов, моделирования структуры социально-психологической реальности, путей оптимизации межличностных отношений, при изучении социо-культурной, этнопсихологической программы поведения индивид в группе, составляющих коммуникативного потенциала личности;

-принцип гуманизма. Является этическим аспектом социально-психологическим отражением, определяет и характеризует человека, группового объекта деятельности в сфере общения и групповых процессов как наивысшую ценность;

-принцип активности и творческой деятельности. Указывает на активную взаимосвязь творческого деятельности каждого;

-принцип обратной связи в сфере взаимосвязи и групповых процессов. Обозначает, что социально-нормативная регуляция может существовать лишь тогда, когда партнеры получают информацию об эффекте межличностных отношений, то есть когда происходит оценка действий и поступков собеседников.

Эти принципы основываются на понимании природы социально-психологического отображения как явления социального по составу и психологического по форме и способу регуляции.

Конкретные методы (метод изучения личности - способ, путь получения необходимой конкретной информации про социально-психологическую реальность) в социальной психологии использованные на изучении социально-психологических проявлений личности в межличностных отношениях, групповых процессах и другое. Совокупность научных методов собирания, обработки и анализа социально-психологических фактов дает возможность реализовать целых и задания социально-психологического исследования. Основными источниками информации про социально-психологические явления являются параметры реальных поступков и поведения личности и группы, личности индивидуальной и групповой сознательности, характеристики продуктов материальной и духовной деятельности участников коммуникативного процесса, ситуации социальной взаимосвязи и другое. Полученная в процессе исследования социально-психологическая информация должна быть качественной, то есть отвечать требованиям надежности (стабильности результатов при повторных экспериментах разных исследователей), обоснованные (годность метода исследовать именно эти качества объекта, которые определяются), точности (чувствительность использования методик к измерению исследовательских качеств).

К главным методам исследования принадлежат: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Экспериментальное исследование возможностей занятий по конструированию для коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Констатирующий этап
С целью выявления эффективности конструирования в коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами была запланирована и проведена экспериментальная работа. В начале исследования мы предположили, что конструирование служит эффективным средством коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкол ...

Классная коллегия + школьная конференция + родители.
Ребенок открыт будущему, он – существо, находящееся в становлении и развитии. Вот почему Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская голова, но и руки, и сердце, стала центрально ...

Мотивация как психологическая категория. Структура мотивации.
Леонтьев. Мотив — означающий то объективное, в чем пережи­ваемая потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется д-ть как на побуждающее ее. Мотивация= потреб­ность. Рубинштейн. Иногда ч-к может ощущать влечение, но не пони­мать его. Пока ч-к не может осознавать влечение, это нельзя на­звать потребностью, мотивом. ...