RSS Feed

Методики психодиагностики
Страница 4

По мнению О. Леонтьева, личность, с одной стороны, является условием деятельности, а с другой - ее продуктом. Признаком деятельности личности являются мотивы и потребности. Биологическое и социальное при этом - не равноправные, поскольку личность с самого начала социально детерминирована.

Предложенная российским психологом Борисом Паригиным модель личности объединяет социологический и психологический подходы. Речь идет про динамическую структуру личности, которая образует ее психологическое состояние и поведение. Его соотечественник Б. Ананьев считал необходимостью изучить связь между индивидуальной структурой социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой ее самой. По его утверждению, разнообразие связей с обществом определяет интраиндивидуальную структуру личности, ее внутренний мир и организацию личных особенностей, стойкие комплексы которых регулируют размер и меру социальных отношений личности, влияя на формирование ней своего развития и становления. Структуру личности он рассматривал по субординарным (сложные и общие социальные особенности личности охватывают элементарные) и кординационными (взаимосвязь осуществляется на паритетных засадах) принципами. Это означает, что личность является не только индивидуальностью, а и уверенным социально-психологическим типом.

Социально-психологический тип - обобщенное отображение совокупности социально-психологических особенностей и качеств личности, котоорые проявляются в конкретном социально-психологической среде.

Его ментальность характеризуется собственная социальная активность, ценность ориентации, позиции, мотивационная сфера, когнитивность качества, социально-психологическая компетентность, программа и линия поведения человека в группе, статусно-ролевые показатели и другое. В структуре социально-психологического типа представлены социальные отношения, которые всегда связаны с конкретным поведением личности. Они, собственно, и выступают как поведение индивида в конкретных ситуациях его жизнедеятельности. Это дает основание утверждать, что один социальный тип охватывает разные социально-психологические типы.

Распространенным являются и описательные определения социально-психологических ориентиров анализа личности, которое считает в перерасчете ее структурных составляющих. Чаще всего к социально-психологической структуры зачисления "Я-характеристики", ментальность, ценностно-смысловую, когнитивные сферы, эмоционально-психологические состояния, мотивационную сферу, локус контроля, социально-психологический опыт, статусно-ролевые параметры и другое.

"Я-характеристики" прежде всего включают "Я-концепцию", "Я-образ", самооценку.

"Я-концепция" - целостный, хоть и не лишенный внешних споров образ собственного "Я", формирования какого происходит поэтапно аж к самоответственности.

Речь идет про относительно стойкую, определенной мерой осознательную систему представлений индивида про себя, на основе которого он строит свою взаимосвязь с другими людьми и отношение к себе.

"Я-образ" - окончательное представление о себе, результат роботы над познанием себя, осмыслением своей роли на каждом жизненном этапе; личность в единстве всех аспектов ее бытия, отображения в самосознании.

На разных возрастных этапах, в разных типах личности "Я-образ" может иметь высокую или низкую стойкость. Угроза его стойкости переживается болезненно, как потеря самого себя.

Самооценка - оценка личностью самого себя, своих качеств, жизненных возможностей, отношения других к себе и своего места среди них.

Самооценка является сложной "Я-концепцией", "Я-образа", проявлением объективной активности личности. Индивидуальные особенности самооценки влияют на формирование таких черт характера, как уверенность, критичность и другое.

Ментальность - своеродное состояние, уровень развития, направленность индивидуальной и групповой сознательности, способность к усвоению норм, принципов, жизненных ориентаций, общественных ценностей, особенности адаптации к внешней среды, влияние на него, отображение совокупного опыта предыдущих поколений.

Признаки ментальности сохраняются с характеристиками, которые входят к понятию "национальный характер" - совокупность наиболее стойких, основных для национальной общественности благоприятных внешнему миру и реакцию на него. Это своеобразное объединение внешнечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации, совокупности социально-психологических черт (чувств, эмоционально-волевых качеств, ценных и национальных психологических установок), особенностей нации на определенном этапе развития, детерминированных социально-экономическими, географическими, историческими условиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Классификация проективных методик.
Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвыча ...

Заключение.
Реабилитация — завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента. Реабилитация — система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение ...

Воображение и наглядное моделирование
Существует мнение, что наглядное моделирование - это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только построением наглядных моделей. Воображение активно проявляется и в мысленном эксперименте, который включает в качестве своего компонента моделирование, но не сводится к нему. Однак ...