Результаты исследования по методике Рене ЖиляСтраница 1
Исследуя межличностные отношения детей из полных и неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы – конкретно-личностное отношение ребенка к окружению, 8-12 шкалы – характеризуют самого ребенка.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале – 21 задание, а в 9 – 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.
В отношении ребенка к окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%); в неполных семьях – отношение к матери (55,7%), к сиблингам (35%), а затем к отцу (29,8%).
В обеих группах детей менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в полных семьях – 25%, в неполных – 24,3%.
В характеристике самого ребенка в полных семьях преобладает любопытство (83%), в неполных – социальная адекватность поведения (70,5%). Наименее выражена в обеих группах закрытость.
В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями детей из полных семей, но показатель по шкале закрытости, отгороженности в неполных семьях выше на 9%.
Данные приведены в таблице №3.
Таблица 3. Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей.
№ шкал |
Название шкал |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
1 |
Отношение к матери |
61,9% |
55,7% |
2 |
Отношение к отцу |
41,0% |
29,8% |
3 |
Отношение к матери и отцу как к родительской чете |
51,0% |
29,5% |
4 |
Отношение к братьям и сестрам |
40,5% |
35,0% |
5 |
Отношение к бабушке и дедушке |
25,0% |
24,3% |
6 |
Отношение к другу |
33,3% |
29,5% |
7 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) |
31,0% |
28,3% |
8 |
Любознательность |
83,0% |
65,0% |
9 |
Доминантность |
57,5% |
40,0% |
10 |
Общительность |
75,0% |
65,0% |
11 |
Закрытость, отгороженность |
15,0% |
24,1% |
12 |
Социальная адекватность поведения |
73,0% |
70,5% |
Воображение как одна из форм преобразования
содержания наглядных образов
Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение возникает из потребности людей предвосхитить, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы оказать на него воздействие. Воображение можно рассматривать и как процесс ...
Память как высшая психическая функция
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнем ...
Развитие воображения
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковом функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия вед ...