Результаты исследования по методике Рене ЖиляСтраница 2
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используем t-критерий Стьюдента. [21; стр.310]
По таблице критических значений t-критерий Стьюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок находим нужное табличное значение t. [15; Кн.3; стр.569]
Получаем: 1) по отношению к родительской чете (t = 3,63) и любознательности (t = 3,83) мы обеспечиваем точность расчетов, равных 99,9% и выше, или ошибку, меньшую чем 0,01%;
2) по отношению к отцу (t = 2,74) – точность расчетов составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%;
3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) – точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.
По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.
Полученные данные представлены в таблице №4.
Таблица 4. Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля.
№ шкал |
Название шкал |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
t – критерий Стьюдента |
1 |
Отношение к матери |
13,0±0,52 |
11,7±0,64 |
1,59 |
2 |
Отношение к отцу |
8,2±0,38 |
6,0±0,73 |
2,74* |
3 |
Отношение к матери и отцу как к родительской чете |
5,1±0,3 |
3,0±0,56 |
3,36** |
4 |
Отношение к братьям и сестрам |
8,1±0,19 |
7,0±0,74 |
1,43 |
5 |
Отношение к бабушке и дедушке |
3,8±0,45 |
3,7±0,56 |
0,14 |
6 |
Отношение к другу |
6,7±0,54 |
5,9±0,54 |
0,99 |
7 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) |
4,7±0,18 |
4,3±0,47 |
0,80 |
8 |
Любознательность |
8,3±0,27 |
6,5±0,38 |
3,83*** |
9 |
Доминантность |
2,3±0,18 |
1,8±0,17 |
2,0* |
10 |
Общительность |
3,0±0,15 |
2,6±0,22 |
1,48 |
11 |
Закрытость, отгороженность |
2,4±0,34 |
3,9±0,58 |
2,16* |
12 |
Социальная адекватность поведения |
7,3±0,43 |
7,1±0,44 |
0,4 |
Мысленный эксперимент и наглядное моделирование
Мысленный эксперимент обязательно связан с созданием наглядных моделей некоторых объектов и процессов изменения этих объектов. Воображение в ходе данной формы познания протекает своеобразно, что обусловлено особым содержанием процедур наглядного моделирования.
Достаточно часто воображаемая модель реального объекта выступает как модель ...
Воображаемые модели и символы
Следует отметить, что наглядные модели элементарных частиц являются моделями, в которых присутствует элемент символичности. Ни волновые, ни корпускулярные свойства элементарных частиц не подобны таковым у макротел. Поэтому в качестве строительного материала при создании моделей использовали условные элементы. Наиболее удобными здесь ока ...
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозиро ...