Методические рекомендации по разработке программы самосовершенствования
личностных качеств студентовСтраница 1
Опыт и практика студентов, добившихся выдающихся результатов в самосовершенствовании, свидетельствует о том, что изменения в человеке происходят в том случае, если он работает одновременно в трех направлениях: во-первых, создает новые условия, задействует новые факторы, способствующие личностному совершенствованию; во-вторых, устраняет или ослабляет действие факторов, условий и причин, препятствующим переменам; в-третьих, выявляет, оценивает и анализирует реальные изменения в развитии своих качеств, на основе чего вносит конкретные изменения в программу самосовершенствования.
Анализ специальной литературы (В.А. Солоницына и Г.А. Шабанова), и изучение опыта работы студентов по развитию своих личностных качеств позволяют предложить методические рекомендации студентам по разработке и реализации программы их самосовершенствования. Рекомендации включают в себя следующие аспекты:
- Личная программа самосовершенствования студентов должна быть конкретной и реалистичной. Это означает, что следует точно определить, какие конкретно качества должны быть усовершенствованы и развиты, какие силы, возможности будут для этого задействованы. Рубежи, которые студенты наметили, не должны быть слишком легкими или недостижимыми. Программа должна опираться только на их личные способности и требовать от них полной отдачи.
- Ставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе результат, который Вы хотели бы достичь. Запишите его как можно более подробнее. Студенты иногда терпят неудачу в самосовершенствовании только из-за того, что слабо представляют цели, к которым стремятся.
- Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе. Цели становятся более притягательными, если их можно измерить. Выработайте количественные и качественные критерии, которые помогут Вам измерить прогресс в самосовершенствовании. Таким критерием, например, в развитии организованности, может быть количество высвободившегося в течение дня времени, а в стремлении бросить курить — количество выкуренных сигарет и т.д. Оформленные в виде графика или таблицы результаты сделают Ваш успех более наглядным.
- Будьте довольны скромным прогрессом. Быстро достигнутый результат, также быстро может быть и утрачен. Импульсивный человек, решивший изменить себя в течение недели, редко достигает успеха. Скромный прогресс, достигаемый чаще, закрепляется прочнее и быстрее становится чертой характера.
- Помните, что своим развитием управляете только Вы сами. Перед каждым человеком есть возможность выбора: либо работать над собой и становиться лучше, либо игнорировать свое развитие, предаться благодушию, остановиться в своем росте и постепенно потерять уважение окружающих. Студент сам определяет свой путь и сам несет ответственность за то, каким специалистом он становится.
- Не упускайте возможностей. Современная жизнь полна различных нестандартных ситуаций, которые требуют Вашего самостоятельного решения о том. как лучше действовать и поступать. Используйте новые обстоятельства и условия, для проверки своего характера и своих способностей. Анализируйте свое поведение и поступки в таких ситуациях в соответствии с выработанными Вами критериями. Умение использовать любую возможность для самосовершенствования - отличительная черта работающих над собой людей.
- Старайтесь учиться у других. У окружающих Вас людей можно научиться многому. В их поведении и деятельности немало того, что может быть полезно и Вам. Присмотритесь к окружающим Вас людям, проанализируйте, в чем причины их успехов и неудач. Заимствуйте то, что считаете нужным. Консультируйтесь с авторитетными для Вас людьми. Их беспристрастный взгляд, оценки, советы создадут новые возможности для совершенствования. В то же время не бойтесь подвергать сомнению чужие взгляды, что позволит по достоинству оценить мысли этих людей, и, скорее всего, поднимет Ваш авторитет в их глазах.
- Учитесь на свих неудачах и ошибках. Если Вам не удалось достичь к запланированному сроку намеченное, если допустили существенные ошибки, будьте готовы признать их. Подумайте над тем, почему, это произошло. Рассматривайте наудачу, как перспективу и возможности для дальнейшего роста.
- Участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах. Укоренившиеся взгляды, предрассудки, привычки можно изменить, если вынести на открытое обсуждение и откровенно проанализировать. Изложив свою позицию и точку зрения, Вы получаете шанс увидеть реакцию на них со стороны окружающих. Выделите людей, с которыми Вам трудно общаться — их расходящиеся с Вашими мнением оценки могут быть наиболее стимулирующими.
- Слова не должны расходиться с делами. Помните, что о Вас судят не потому, что Вы говорите, а потому, что делаете и как поступаете. Люди скептически относятся к тем, чьи красивые речи не подкреплены делами. В то же время старайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.
- Получайте удовольствие от своего развития. Это добавит Вам энтузиазма и заинтересованности в дальнейшем профессиональном самосовершенствовании.
Физиологические механизмы эмоций
и чувств
«…Проверил я алгеброй гармонию»
А.С. Пушкин
Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервны ...
Резюме
Психодиагностика устанавливает психодиагностический диагноз – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов.
Только во ...
Почему детская речь называется автономной?
Это потому, что она построена, как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания. Поэтому она и получила название автономной. ...
