RSS Feed

Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)
Страница 1

Психологические материалы » Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте » Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)

В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период.

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Начало зрелости характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут снижаться вплоть до 60‑летнего возраста, после которого это снижение станет более заметным [5].

Эрик Эриксон, опираясь на представление Фрейда о психосексуальном развитии человека, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами восприятия и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосексуальных кризисов, специфических для любого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с молодым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям настоящее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В отечественной психологии научные данные о классификациях периода зрелости обобщил Б.Г. Ананьев. Он показал разнообразие подходов к периодизации развития взрослого человека. Возрастные пределы зрелости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека.

Период зрелости отличается от предыдущего, периода ранней юности, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. В результате проведенных комплексных исследований Б.Г. Ананьев пришел к следующему выводу: в ходе развития взрослого человека имеет место возрастание степени обучаемости [2].

Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом продуктивности в период зрелости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35–39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30–34 лет в таких науках, как математика, физика, химия. Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубоко связана с личностью человека. Как подчеркивал Б.Г. Ананьев, связи интеллекта и личности проявляются в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к действительности, опыта познания мира, мировоззрения и общего развития интеллекта.

Период ранней зрелости характеризуется переходом к независимости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремится укрепить свой статус или, напротив, относится к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» [2].

Страницы: 1 2


Научение и учение.
Учение – это деятельность ученика, в результате к-й осуществляется усвоение им знаний, формирование умений и навыков. Виды научения Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются поня­тием «научение». Оно характеризует факт приобретения челове­ком новых психологических качеств и свойств в учебной деятель­ности. Научение практи ...

Выводы
Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов – на этапе усвоение, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования различных типов памяти и различных её процессов используются различные методики. Так, для исследования непроизвольного запоминания и условий ...

Описание результатов
На выходе мы получили выборку из 32 испытуемых, которые распределились так, как показано в примере 1. Пример 1 – столбчатая диаграмма Из 19 респондентов, которые не выбрали профессию, мы отобрали 6 (по два из каждого класса для охвата генеральной совокупности) и провели нестандартизированное интервью, соответственно, получено 6 прот ...