RSS Feed

Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)
Страница 2

Психологические материалы » Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте » Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)

Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъекта общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, установки, мотивы, цели и ценностные ориентации. В период ранней юности строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, Включение во все виды социальной активности. В период средней зрелости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей [6].

В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности. Так, В.Т. Лисовский выяснял жизненные планы молодежи разного пола и возраста, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц в возрасте 20–25 лет сохраняется ярко выраженная направленность на получение высшего образования, интересной работы. Актуальными для этой возрастной группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместе с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность, так как многие приступают к созданию своей семьи. В 1987 году Е.Ф. Рыбалко [10] провела исследование, которое выявило аналогичную структуру жизненных планов в соответствующей возрастной группе студентов.

Особая значимость периода зрелости, как отмечала Е.Ф. Рыбалко, заключается в том, что, «включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте» [10].

Итак, период ранней зрелости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей.

Для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности благоприятным является период ранней зрелости. При этом личность обладает, как субъективными, так и объективными возможностями для успешного самоопределения. Тип и уровень профессионального самоопределения напрямую зависит от самой личности, от ее опыта, активности в настоящем и устремленности в будущее.

Цель профессионального самоопределения – постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Главную цель профессионального самоопределения можно сформулировать несколько иначе: постепенное формирование у личности готовности рассматривать себя развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

Профессиональное самоопределение возможно даже и в не очень благоприятных условиях, в ситуации ограниченного выбора путей самореализации, но при условии творческого отношения человека к выполняемой деятельности. Возможности самоопределения человека расширяются при увеличении степени свободы его действий, при проявлении внутренней активности личности.

Страницы: 1 2 


Обучение и воспитание. Методы и средства воспитания. Понятие о методах воспитании.
оспитание есть подготовка подрастающего поколения к жизни, адаптация детей, молодежи, взрослых к условиям существования и совершенствованию этих условий. Чтобы уверенно прогнози­ровать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитан ...

Результаты исследования по методике Рене Жиля
Исследуя межличностные отношения детей из полных и неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы – конкретно-личностное отношение ребенка к окружению, 8-12 шкалы – характеризуют самого ребенка. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале – 21 задание, ...

Роль темперамента в деятельности.
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской ...