RSS Feed

Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга
Страница 3

Психологические материалы » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью. Изменить их крайне трудно. [5]

Помимо вышеперечисленных эффектов восприятия, существуют и другие. Так, например у Аксененко Ю.Н., Каспаряна В.Н., Самыгина С.И., Суханова И.О. это эффект «последовательности», эффект «авансирования» и эффект «проецирования на других людей собственных свойств».

Эффект «последовательности» - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее. [4; 369]

Очень распространенным является эффект «авансирования» - человеку приписывают несуществующие положительные качества, а, сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются. [4; 369] Например, в компании по производству автомобильных запчастей Попов Николай очень качественно изготавливает карбюраторы. Никто и не спорит, что он делает это великолепно. И руководитель как бы «авансом» подумал, что Попов Николай умеет не только изготавливать карбюраторы, но и делать инжекторы. Как оказалось «аванс» был ложным.

Еще один эффект – «проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. [4; 369]

Карпов А.В. выделяет следующие: эффект «снисходительности», эффект «физиогномической редукции», эффект «отрицательной асимметрии начальной самооценки» (ОАНС), феномен «внутригруппового фаворитизма», феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности), эффект «бумеранга», феномен «предположения о сходстве», феномен игнорирования информационной ценности «неслучившегося».

Эффект «снисходительности» состоит в необоснованно позитивном восприятии руководителем подчиненных и гипертрофировании их позитивных черт при недооценке негативных; в мнении, что они «еще исправятся». Его основа - стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт. Данный эффект чаще всего наблюдается у руководителей демократического и особенно - попустительских стилей. У руководителей же авторитарного стиля он «оборачивается» и предстает как «эффект гипервзыскательности», или «эффект прокурора». [6; 236]

Эффект «физиогномической редукции» - состоит не вполне обоснованном, и, как правило, поспешном заключении о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика. По своей сути — это попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для его группы черт внешности. Очень активно этот механизм работает в области межэтнических отношений: «Фиксирую у человека типичные этнические черты — накладываю на него стереотипный образ представителя данного этноса — строю свое поведение определенным образом». В простейших ситуациях социального взаимодействия этот механизм работает весьма успешно. [6; 236]

Более сложен и имеет групповую обусловленность следующий феномен, обозначаемый как «эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки» (ОАНС). Вначале именно другая группа («Они») имеет более выраженную качественную определенность при восприятии, чем своя («Мы»). Но в дальнейшем первая оценивается все хуже и менее точно, чем вторая (своя). Это – один из типичных источников поведения руководителя, ставящего в пример подчиненным «других» лиц и «другие» группы, но недостаточно адекватно оценивающего преимущества «своей» группы – «не видящего пророка в своем отечестве». [6; 236-237]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7