RSS Feed

Семья, как источник любви.
Страница 9

Конфликт между социально-психологи­ческими ролями матери и отца в семье чутко улавливает­ся детьми, что не может не отразиться на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают о том, что своим поведением они вносят разлад в детские души, мешают не только становлению их личности, но и правильной идентификации со своим полом.

Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждает­ся в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако природу роди­тельской любви взрослые понимают по-разному. Для од­них любовь — это неусыпный контроль, для других — по­стоянное выражение нежности, для третьих — физический уход и материальное обеспечение, для четвертых — предо­ставление неограниченной свободы. Поэтому многие ро­дители не могут понять, почему, несмотря на любовь у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, и очень редко задумываются о том, такой ли родительской любви ждет от них ребе­нок. У детей чрезмерная строгость и требовательность, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодуши­ем и отверженностью, что может порождать у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

Наряду с характерологическими особенностями, при­сущими большинству современных российских родите­лей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно ска­зываются на процессе воспитания детей. Под воспитани­ем в данном случае подразумевается не только целена­правленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, а прежде всего непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действен­ным, чем система специальных образовательных и воспи­тательных мер. На это обстоятельство в свое время указы­вал еще А.С. Макаренко, который предостерегал родите­лей от необдуманных поступков, подчеркивая при этом, что «никакие рецепты не помогут, если в самой личнос­ти воспитателя есть недостатки»1.

На начальном этапе взросления ребенка особенно вели­ко значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна мешать ребенку взрослеть. «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ре­бенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть жела­ние, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее». К сожалению, многие матери, подсозна­тельно ощущая неестественность своего отношения к ре­бенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. В одних случаях это может быть обуслов­лено личностными и семейными проблемами, которые не­вольно проецируются на отношения с детьми, в других — патологическими чертами характера, связанными с психо­логическими особенностями их личности.

Следует согласиться с тем, что взаимоотноше­ния в семье и личность родителей, пример их поведения являются важными факторами формирования личности ребенка.

Как известно, социальному поведению дети обучают­ся путем моделирования ролей, то есть программируют себя по образу и подобию взрослых, главным образом, своих родителей. Это связано с рядом причин. Во-пер­вых, основы личностного становления человека заклады­ваются в раннем детстве, когда значимыми «другими» для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведе­ния. Во-вторых, родители имеют уникальную возмож­ность влиять на развитие «я»-концепции ребенка, по­скольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Тре­бования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в которой эти требования исполняются, выбор слов в об­щении друг с другом и с детьми, организация в семье до­суга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом — все это, в том или ином смысле, воспитывает ре­бенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для него особое значение именно потому, что услышал он это от тех людей, которых знает очень близко и которым дове­ряет. Особенно велико влияние матери, которую психоло­ги не случайно называют началом характера человека. Материнская депривация (лишение или ограничение воз­можности удовлетворения жизненно важных потребнос­тей ребенка) может привести к возникновению у ребенка ощущения заброшенности, представления о собственной неполноценности. Негативный пример личности отца прямым или косвенным образом ведет к формированию у ребенка не только патологических черт характера, но и стойких отклонений в поведении, которые с возрастом могут приобретать социально опасный характер.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Вывод
Из всего выше сказанного следует, сто спор это искусство. Человек, который вступает в Спор, должен владеть им. Владение этим искусством является важным аспектом нашей деловой жизни. Человек, который вступает в спор должен всегда действовать, основываясь на логике и мышлении, а не на чувствах и эмоциях. Спорящий на время должен стать ...

Бихевиористкий подход к образованию.
Философской основой считается то, что можно наблюдать. Рус. физиолог Павлов открыл тип научения. * известен как классическое обуславлевание. Амер психологи Уотсон и Торендайк этот тип научения взяли за основу построен, объективной псих-и. Научение-приобретение организмом новых форм поведения. В 1913 г. Уотсон опубликовал работу, положив ...

Психометрический интеллект
Именно он измеряется тестами интеллекта. Несмотря на всю тавтологичность этого определения (интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта), в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием психометрического интеллекта действ ...