RSS Feed

Интеллектуальное тестирование

Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем оценивалось развитие таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно с этим широкое распространение получила идея стадийного различия – так называемый умственный возраст. В. Штерн в 1911 г. предложил методику исследования коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому. Наиболее широкое распространение получила методика Айзенка. Согласно исследованиям Айзенка между сложностью задачи и временем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая зависимость. Общий уровень интеллектуальных способностей определяется с помощью комплекса тестов с использованием словесного, цифрового и графического материала. Задания делятся на 2 типа:

1) закрытые задания, где необходимо выбрать верное решение из нескольких вариантов;

2) открытые задания, где необходимо найти ответ (при этом ответов может быть более одного, поэтому максимально открытая задача состоит в том, чтобы найти наибольшее количество ответов за фиксированный промежуток времени).

Самое высокое из возможных значений IQ – 200 баллов, нижняя граница приближается к 0. Средний IQ составляет 100 баллов плюс-минус 16. К группе людей со средним уровнем интеллекта, по данным исследований, относится 68 % людей. К двум другим группам относится по 16 %. Это люди со сниженным интеллектом (IQ ниже 84 баллов) или с повышенным (IQ выше 116).

Нарушения интеллекта имеют следующую градацию.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ менее 75 баллов). Ее трудно отличить от психики на нижней границе нормы.

Имбецильностью называют среднюю степень слабоумия (IQ от 20 до 50 баллов). Эти люди способны к обучению, но адаптированы только к привычной обстановке жизни, а в случае ее изменения нуждаются в посторонней помощи. Словарный запас, как правило, не превышает 300 слов.

Идиотия – наиболее тяжелая форма слабоумия (IQ менее 20 баллов). Она характеризуется тем, что у таких людей не развиваются ни мышление, ни речь, заторможена моторика, существуют только эмоциональные реакции.

Теперь о том, что касается повышенного интеллекта. Многие исследователи говорят о неоднозначной связи творческого мышления с развитым интеллектом. Безусловно, для развития высокого уровня творческих способностей необходим такой уровень интеллекта, который был бы несколько выше среднего. Без определенной базы знаний, хорошей обучаемости, т. е. без интеллектуальной основы, высокая креативность (способность к творческому мышлению) развиваться не может.


Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации. Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения между людьми, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передаётся при помощи языка - принимает вербальную или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происхо ...

Основные функции психологии развития и возрастной психологии.
Как и любая наука, психология развития несет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции. Применительно к определенной области исследования (в нашем случае — к психическому развитию) эти функции выступают в качестве конкретных научных задач, т.е. общих целей, которых наука стремится достичь. Описание развития предполагает предста ...

Импринтинг и его роль.
Импринтинг - запечетлевание. Имеет значение последствия. Существ. критические периоды, кот. может замыкаться на свою мать, особей другого вида. Существ. опред. время, в течении кот. осуществ. этот процесс. У ребенка растягивается до 2 - 3лет. Критические периоды для запечатления - периоды открытых систем. Дальше у незрелорожденных(боль ...