История проблемыСтраница 1
А) Попытки философского осмысления способностей мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Аврелия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий.
Собственно психологическое изучение способностей и одаренности получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэрстона, Спирмена, Торндайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьерона, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям.
В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Э.А. Голубевой, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, Е.П. Ильина, В.Н. Дружинина и др. Теоретические исследования прежде всего относились к определению существа содержания понятия способности, их социальной обусловленности, проявлению и развитию в конкретных видах деятельности.
В результате этих исследований сформировалась определенная феноменологическая картина проблемы способностей.
Прежде всего познакомимся с подходами к определению данного понятия.
"Способность" - одно из наиболее общих психологических понятий.
В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.
В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями " . сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются".
Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Или Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Известный психолог Б.М. Теплов выделил три основных признака понятия "способности":
1) способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;
2) способности - это не индивидуальные особенности вообще, а лишь особенности, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности или многих видов деятельности;
3) понятие "способности" не сводится к тем навыкам, знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Естественно успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило К.К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности.
Однако Б.М. Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе - "субъективная цена", переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению.
Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
Рис.1. Б.М. Теплов
Т.е. способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Эту формулу способности можно выразить в объективной форме:
СПОСОБНОСТЬ = продуктивность / "цена".
или же в субъективной форме:
СПОСОБНОСТЬ = успешность / трудность.
То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче.
Наиболее детально этот вопрос рассматривается в работах В.П. Шадрикова. Он приходит к выводу, что понятие "способность" является психической конкретизацией категории свойства.
Выводы
Итак, мы выяснили, что ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?» односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Пр ...
Творческое мышление
Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое мышление:
1) свобода от стереотипов, т. е. нетривиальность мышления, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач, а не использовании привычных шаблонов;
2) критичность мышления – способность объективно оценивать продукт своей мыслительной деятельности;
3) гл ...
Барьеры коммуникации. Умение слушать
Специфика обмена информацией.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс ...