RSS Feed

Исследование и измерение способностей

Психологические материалы » Характеристика способностей » Исследование и измерение способностей

Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки С.

Исследования.

Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство - роль наследственности).

Раннее развитие способностей у выдающихся людей. Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического подхода. Существуют сенситивные периоды, периоды возрастной чувствительности - особая отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного возраста.2-3 года - приобретение речевых навыков.5-7 лет - способности к воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно - они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого - в меньшей. У одаренных детей происходит наложение нескольких сенситивных периодов и смещение периодов, характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития.

Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно корректировать путем обеднения и обогащения среды - влияние факторов среды.

Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой.

Измерение способностей.

Ф. Гальтон - основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов, анкетирования.

Тесты - это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной деятельности, срез. Первые тесты, А. Бине, 1904г. Тест есть короткое испытание для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом. Бине ввел понятие умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору приписывается определенное число лет).


Организационные компоненты процесса обучения. Сущность понятий обучаемость и обученность. Критерий обученности.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина1 ознатаетГцёлёнаправленную, последовательную передачу (транс-ляцию) "общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что оппозиции обучающегося часто фиксируется его спо ...

Методологический инструментарий
1.Тестирование: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187) (16PF-опросник), методика измерения уровня самоактуализации личности (САТ), тест «Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение» (САН). 2.Констатирующий эксперимент – экспертная оценка эффективной деятельности консультантов ...

Личностные особенности подростков
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками. 12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет ...