RSS Feed

Исследование и измерение способностей

Психологические материалы » Характеристика способностей » Исследование и измерение способностей

Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки С.

Исследования.

Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство - роль наследственности).

Раннее развитие способностей у выдающихся людей. Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического подхода. Существуют сенситивные периоды, периоды возрастной чувствительности - особая отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного возраста.2-3 года - приобретение речевых навыков.5-7 лет - способности к воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно - они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого - в меньшей. У одаренных детей происходит наложение нескольких сенситивных периодов и смещение периодов, характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития.

Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно корректировать путем обеднения и обогащения среды - влияние факторов среды.

Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой.

Измерение способностей.

Ф. Гальтон - основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов, анкетирования.

Тесты - это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной деятельности, срез. Первые тесты, А. Бине, 1904г. Тест есть короткое испытание для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом. Бине ввел понятие умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору приписывается определенное число лет).


Мотивация как психологическая категория. Структура мотивации.
Леонтьев. Мотив — означающий то объективное, в чем пережи­ваемая потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется д-ть как на побуждающее ее. Мотивация= потреб­ность. Рубинштейн. Иногда ч-к может ощущать влечение, но не пони­мать его. Пока ч-к не может осознавать влечение, это нельзя на­звать потребностью, мотивом. ...

Работа со страхами в гештальт-терапии
Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизнь человека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, понимание несоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось и не получило органичного выражения, - все это позволяет использовать чувства для доступа к ...

Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?» Е. Винокуров Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...