RSS Feed

Иерархические модели интеллекта

Дальнейшим развитием стали иерархические теории интеллекта, например, теория Д.Вернона. Он различает три иерархических уровня. На самом верху находится общий интеллект, далее следуют два основных групповых фактора: вербально-числовой и практически-механически-пространственный, на третьем уровне находятся факторы, отвечающие за специальные способности: техническое мышление, арифметическую способность и пр., внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы Иерархическая модель Д.Векслера также включает в себя три уровня:

1) уровень общего интеллекта; 2) уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта; 3) уровень специфических факторов.

В настоящее время иерархические модели интеллекта используется наиболее широко. Так, например, в Колорадском лонгитюдном исследовании влияния генетических и средовых факторов на интеллект использовалась иерархическая модель интеллекта, в которой четыре фактора первого порядка - вербальные, пространственные, мнемические и перцептивная скорость, определяемые психологическими тестами - объединялись в единый фактор общих способностей.

Также необходимо упомянуть модель интеллекта, предложенную Р.Кеттелом. Он выделил два фактора - "свободный" (или "текучий") и "связанный". Фактор "связанного" интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор "свободного" интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре. При факторно-аналитических исследованиях постоянно рождаются новые специфические факторы, описывающие работу интеллекта. Однако чем шире диапазон используемых тестов, тем нагляднее при факторном анализе полученных результатов выделяется G-фактор.


Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет). Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза ...

Теория Ж. Пиаже
Ж. Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего — это вопрос о взаимоотношении целого и части. Поскольку в мире нет изолированных элементов и все они либо являются частями более крупного целого, либо сами дробятся на мелкие составляющие, взаимодействия между частями и целым зависят от структуры, в которую они включены. В ...

Манера аплодировать
· если левая рука сверху - поступки диктует интуиция, правая - предпочтение отдается логике; · громко хлопает в ладоши - открыт и непосредствен; если что-то нравится, то недвусмысленно дает об этом знать, если нет - наделает много шуму; · аплодируя, хлопает пальцами по ладони - робкий, неуверенный человек; приходит в замешательство, в ...