RSS Feed

История развития педагогики
Страница 1

По характеру системы педагогических знаний выделяют 3 этапа развития педагогики как науки.

I

этап – эмпирический

. Педагогические знания систематизированы на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях систему этих знаний относят к народной педагогике, основой которой являются семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, заповедях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II

этап – формирования педагогики как науки

. Возникают теоретические педагогические концепции, на основе которых строится система образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности.

Мыслитель Древнего Китая Конфуций(551-480 до н.э.) – основал первую в мире частную школу «по воспитанию человеческих характеров». Его система требовала самосовершенствования, послушания, строгого соблюдения правил, основывалась на уважении к ученикам. Цель воспитания – всесторонне развитый муж, сочетающий глубокие знания и должное поведение.

Древнегреческий скульптор и философ Сократ

(469-399 до н.э.) – создал вопросно-ответную систему обучения логическому мышлению (сократовский метод). Считал, что в поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении.

Древнегреческий философ Платон

(427-347 до н.э.) - ученик Сократа, свои сочинения писал в форме диалога с Сократом, основал Платоновскую академию, где под влиянием Пифагора развивал математику и астрономию, считал, что познание и восторг – единое целое.

Древнегреческий философ Аристотель

(384-322 до н.э.) – ученик Платона, учитель Александра Македонского, создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил 12 лет. Создавал труды во всех отраслях науки того времени (философии, физике, биологии, этике, политике, истории, поэзии, риторике). Впервые ввел возрастную периодизацию. Считал воспитание средством укрепления государства.

Писатель

Древней Спарты Плутарх

(46-127 н.э.) – описал воспитание в Древней Спарте, где воспитывали послушание, выносливость и умение побеждать.

Древнеримский философ и педагог МаркКвинтилиан

(42-118 н.э.) - открыл в Риме риторическую школу, первый учитель, получавший жалование из гос. казны. Разработал требования к учителю, не одобрял побоев. Его труд «О воспитании оратора» долгие годы служил основным пособием по педагогике, по которому учили во всех риторических школах.

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия — теологии. Процветали принципы догматического обучения и зубрежка религиозных канонов.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский

(1466-1536), итальянец Витторино де Фельтре

(1378-1446), французы Франсуа Рабле(1494-1553) и Мишель Монтень

(1533-1592).

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон

(1561-1626) в своем трактате «О достоинстве и приумножении наук», перечисляя существующие науки, назвал педагогику как отдельную от философии науку. Ф. Бэкону принадлежит и известное выражение: «знание–сила», показывающее, как высоко он ценил учение.

Отцом современной педагогики является чешский педагог и

психолог Ян Амос Коменский

(1592-1670). Его «Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг. В своих трактатах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения. Он научно обосновал классно-урочную систему обучения, которую сразу стали широко применять в школах.

Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. На Руси с давних времен открывались школы. Находки берестяных грамот в Новгороде свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овладевать все сословия.

Епифаний Славинецкий

(ум. в 1675 г.). - разрабатывал вопросы воспитания. Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.

Страницы: 1 2 3


Барьеры коммуникации. Умение слушать
Специфика обмена информацией. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс ...

Тео­рии ли­дер­ст­ва в аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­гии
По­ня­тие ли­дер­ст­ва и раз­лич­ные его кон­цеп­ции воз­ник­ли в за­пад­ной нау­ке из­на­чаль­но на ба­зе эм­пи­ри­че­ских ис­сле­до­ва­ний имен­но ма­лых групп. Од­на­ко и трак­тов­ка яв­ле­ния ли­дер­ст­ва, и по­ни­ма­ние его при­чин и ме­ха­низ­мов про­де­ла­ли зна­чи­тель­ную эво­лю­цию. Но до сих пор ни в со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ ...

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач [10, с. 92]. Непроизвольное запоминание – это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности су ...