История развития педагогикиСтраница 2
Выходец из Белоруссии Симеон Полоцкий
(1629-1680) открыл в Москве славяно-греко-латинская школу, был назначен воспитателем царских детей Алексея, Федора, Софью и Петра I. Симеон Полоцкий составил проект Славянотреко-латинской академии, которая впоследствии значительно расширила высшее образование в российском государстве.
С XVIII в. в педагогике появляется значительное число выдающихся педагогов, начинается профессиональная подготовка учителей. Развитие науки и социально-экономический прогресс требовали повышения грамотности народа. Вот почему с переходом производства на техническую основу расширяется сеть народных школ.
В историю западноевропейской педагогики XVIII в. вошли имена таких видных деятелей как:
ØДжон Локк
(1632-1704, Англия, философ, педагог), который уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания;
ØЖан Жак Руссо
(1712-1778, Франция, писатель, философ) - автор известного произведения "Эмиль, или о воспитании", положивший начало теории «свободного воспитания», согласно которой воспитание исключительно должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию;
ØГенрих Песталоцци
(1746-1827, Швейцария, педагог) – одним из первых сочетал теоретическую деятельность с практикой в детских воспитательных учреждениях. Развивал идеи о доброжелательном отношении к детям, о совмещении их обучения с посильным трудом;
ØИоганн Гербарт
(1776-1841, Германия, педагог) – считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал – кондуит.
Большой вклад в развитие российской педагогической мысли XVIII в внесли:
üрусский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765), создвший ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др.
üвидный русский просветитель И.И. Бецкой,
написавший большой трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который широко использовался в закрытых образовательно-воспитательных учреждениях для дворян;
üрусский педагог и просветитель Н.И. Новиков
(1744-1818), который впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой, первый в России издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством.
Основная идея просветителей конца XVIII — начала XIX в. состояла в том, чтобы выделить главное в воспитании — создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.
В этот период открываются педагогические учебные заведения: В 1779 г. учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 г. последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. 28 января 1840 г. в Петербургском Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики, а с 1850 г. они открываются в большинстве университетов.
Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К.Д. Ушинский
(1824-1870), Н.И. Пирогов
(1810-1881), В.И. Водовозов
(1825-1886), В.П. Острогорский
(1840-1902), П.Ф. Лесгафт
(1837-1909), Л.Н. Толстой
(1828-1910), П.Ф. Каптерев
(1849-1922) и др.
Константин Дмитриевич Ушииский
(1824-1871, Россия, педагог) - считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он автор ряда капитальных трудов по вопросам обучения и воспитания: «О пользе педагогической литературы (1857), »0 народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1 и 2» (1867-1871) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости осуществлять обучение детей на родном языке, а также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего времени.
III
этап – современной педагогики.
Происходит развитие педагогики как научной системы, методологией которой стала теория развития личности и общества:
Каким я вижу влияние теорий Фрейда
Работы Зигмунда Фрейда предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе понимания нормальной и анормальной психической деятельност ...
Деловой этикет
Деловая беседа является самой распространенной формой делового общения. Проведение деловой беседы – это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении словом, того, насколько мы владеем ку ...
Семья
Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американскими исследователями.
Психологи выделяют такие деструктивные типы семейного воспитания как: [3]
- ...